В сентябре в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств открылась выставка-исследование «Осколки прошлого». Ее создатели проделали гигантскую работу, собрав воедино всю доступную информацию о существующих в городе мозаичных панно прошлого столетия. Какие-то из них уже практически разрушены, многие доступны лишь по разрешению.
Основой для этой статьи стали сведения от организаторов выставки — Дарьи Ивакиной, Алексея Угольникова, Антона Капшука и Динара Бурангулова.
1. Краснодарский государственный цирк, ул. Рашпилевская, 147
Автор проекта – Александр Кудрявцев. Автор эскиза – Григорий Дауман. Исполнитель неизвестен.
Годы создания – 1965-1970.
Это панно — одно из наиболее ранних, созданных в Краснодаре, и, возможно, первое произведение в технике смальтовой мозаики. Увы, сейчас на нем наблюдаются обширные выпадения мозаичного слоя, требуется реставрация.
2. Торцовая стена Дома спорта «Динамо» со стороны ул. Гаврилова
Автор эскиза – Ольга Мирошниченко. Исполнитель – Евгений Переверзев.
Год создания – 1989.
Мозаику выполнили по заказу Всероссийского добровольного пожарного общества, чей логотип расположен в самом центре композиции. На панно изображены различные упражнения пожарно-прикладного спорта: развертывание рукава, штурм с лестницей и ликвидация возгорания.
Стилистически манера изображения фигур и пространства в панно напоминает футуристические эксперименты начала XX века. Эстетизация скорости и движения через динамичные силуэты фигур, резкие ломаные линии, умножающиеся элементы фона (как будто пространство трансформируется от этой энергии), насыщенная цветовая гамма — все это приемы итальянских футуристов.
3. Школа-интернат, ул. Мачуги, 80
Автор эскиза – Григорий Булгаков (авторство под вопросом). Исполнитель неизвестен.
Годы создания тоже неизвестны.
Несмотря на то, что мозаика выполнена в 70-х или 80-х годах, она наполнена оттепельным ощущением свободы и открытости миру, радостным ожиданием перемен. Это достигается за счет использования различных белых (светло-серых) и синих оттенков смальты, мягко переходящих друг в друга, обволакивающих фигуры выпускников школы, будто те находятся в чистом небесном пространстве. Красные «рефлексы» на одежде выпускников, книга, тюльпаны и алые галстуки пионеров колористически связывают поверхность панно.
Сюжетно в мозаике объединяются как бы три возраста советского гражданина: юные пионеры, которые учатся, сажают деревья, занимаются творческой деятельностью в кружках, затем – выпускники школы, выходящие во взрослую жизнь, и, собственно, трудящиеся на благо страны. Если фигуры школьников смоделированы относительно реалистично, то дымящие трубы завода и комбайны в золотых полях пшеницы изображены очень условно. Интересно, что Булгаков, в живописи придерживающийся реалистического подхода, пользуется здесь модернистским художественным языком.
4. Учебно-спортивный комплекс Пашковский (фасад и торец), ул. Гоголя, 60/2, пос. Пашковский
Автор эскиза неизвестен. Исполнители – Эдуард и Татьяна Нетребко.
Год создания – конец 1980-х.
Оформление экстерьера учреждения состоит из трех основных элементов. В самой верхней части здания простирается длинный (около 30 м) фриз с условными манекеноподобными изображениями спортсменов. Чуть ниже окон расположены десять небольших квадратных «метоп» с пиктограммами, соединенных стилизованным под рябь волны мозаичным триколором.
Изображения фигур и фона составлены из множества цветных плоскостей, создающих где-то эффект витража (фон мозаики на торце и фризе), а где-то — эффект граненой грубо высеченной скульптуры (фигуры детей и медсестры). На торце здания находится большое мозаичное панно.
К сожалению, фриз и панно — не в лучшем состоянии, присутствуют обширные выпадения мозаичного слоя.
5. Жилой дом, ул. 30-й Иркутской Дивизии, 8
На здании изображена эмблема XII Фестиваля молодежи и студентов, проходившего в 1985 году в Москве.
6. Жилой дом, ул. Вишняковой, 53
Автор эскиза – Вячеслав Кисляков. Исполнители: Вячеслав Кисляков и Сергей Чечет.
Год создания – 1992, реставрации – 2021.
Панно расположено на фасаде 10-этажного дома, в котором планировалось открытие детской поликлиники. В последние годы оно находилось в плохом состоянии, было утрачено около 30% мозаичного слоя. Но благодаря инициативе местных жителей и депутата гордумы Владимира Вербицкого удалось собрать необходимую на реставрацию сумму денег.
Восстановлением мозаики в апреле 2021 года занимался Максим Митягин, художник-монументалист, преподаватель КГИК, ученик Валентина Папко. Иконографически сюжет мозаики близок типу изображения «Мадонна с младенцем», причем скорее в варианте Высокого итальянского Ренессанса. Мы видим фигуру Девы Марии в традиционных красно-синих одеяниях и лежащего на ее руках ребенка.
Небольшое расхождение с классической западноевропейской иконографией состоит лишь в том, что лицо младенца отвернуто от зрителя. Красный крест позади женской фигуры одновременно несет и религиозные коннотации, и в то же время является символом медицины в широком смысле. Фон мозаики решен абстрактно, как динамичная центробежная композиция с расходящимися волнообразными формами.
7. Детские площадки, ул. Тюляева
Автор неизвестен. Исполнитель неизвестен.
Год создания неизвестен.
Бетонные скульптуры в Комсомольском микрорайоне, декорированные керамической мозаикой, выполнены в достаточно примитивных формах, возможно даже самодеятельными авторами. Это единственный известный пример такого рода объектов в Краснодаре.
8. Краснодарский Дом книги, ул. Красная, 43
Автор эскиза – Валентин Папко. Исполнители: Валентин Папко, Игорь Шипельский (перевод на картон), Игорь Демиденко, Эдуард Барышев, Леонид Ковтун, Станислав Одинцов, Александр Стром, Альберт Гребенников и Станислав Павлюк.
Годы создания – 1974-1978.
Смальтовое панно «Я вызову любое из столетий» — самая известная и масштабная мозаика Краснодара. Грандиозная композиция (примерно 450 кв. м) посвящена теме книгопечатания. Основные сюжетные линии осложняются множеством переплетающихся вставных эпизодов, связанных только общим ассоциативным рядом.
Разнородные сюжеты пластически объединяются сине-бирюзовой холодной цветовой гаммой. За счет переливов смальты множества разных оттенков создается эффект мерцания, космического внутреннего свечения изображенных объектов. Тела смоделированы достаточно реалистично, с выраженным объемом и светотенью, но за счет цветового решения они переходят в сферу метафизического. Этой трансформации способствует и черный фон космического пространства с различными астрономическими объектами, на котором разворачивается сюжет мозаики.
В панно отображены две основные отрасли литературы: научная и художественная. Научная представлена именами и образами выдающихся ученых, а художественная – множеством ярких образов: от мифологических до фантастических. Своеобразным синтезом искусства и науки можно назвать «невозможные фигуры» Маурица Эшера, работы которого цитирует Папко. Неслучайно среди невозможных лестниц, играющих с особенностями оптического восприятия, изображена фигура Леонардо да Винчи, художника и ученого, который посвятил много трактатов исследованию физиологии зрения.
В композиционном и смысловом плане левую и правую часть панно можно представить как ряд дихотомических пар. В левой части мозаики доминирует вертикаль мужской фигуры, сквозным мотивом является тема огня. В правой – горизонтально ориентированная композиция формируется из нескольких образов, преимущественно женских, связанных мотивом воды, волн. В левой части образы и архетипы связаны преимущественно с христианской парадигмой мышления (Создатель с книгой, дьявол в огне), а в правой — с античной мифологией (изображения муз в окружении бушующей морской стихии, сверкающие молнии, обнаженный мужчина-титан с птицей-буревестником в руках).
В центре левой части панно располагается монументальная вертикальная фигура седовласого старца (первопечатника Ивана Федорова), иконографически близкая архетипическому образу демиурга в варианте Бога Отца или Ветхого денми. Строка из стихотворения Арсения Тарковского («Я вызову любое из столетий»), исходящая из книги в руках старца, воспринимается в этом ключе не просто как цитата, а именно воплощение могущества ее создателя. Он взирает (сквозь прикрытые веки) с высоты на происходящие внизу события, так или иначе связанные образом огня: сожжение фашистами книг, костры судов инквизиции, факельные шествия. Так как в христианской иконографии принято внизу композиции изображать ад, то этот огонь на символическом уровне трактуется как геенна огненная.
В смысловом плане фигуре Ивана Федорова противостоит фигура фашиста с горящей книгой в руках как воплощение зла. Неслучайно она изображена с затылка — в иконах с такого ракурса обычно изображается дьявол или его приспешники. В нижней правой части панно располагается научно-фантастический сюжет, связанный с темой космоса и покорения иных планет. Через сидящую женскую фигуру с книгой он связан с верхней «мифологической» половиной.
На примере этой мозаики можно проследить, как художник вписывает элементы реальной архитектуры в иллюзорное пространство изображения (окно, бетонная квадратная рамка). На эскизе видно, что основой композиции является архитектурная форма, напоминающая реальные очертания Дома книги. Художник своей фантазией как бы насыщает бетонный «каркас» здания художественными и историческими образами из книг, которые будут в нем обитать.
Панно удачно вписывается не только в модернистский ансамбль Дома книги, но и в общий вид особняка братьев Аведовых начала ХХ века, на торце которого оно расположено. Можно сказать, что мозаика является своеобразным связующим звеном между модерном и модернизмом.
9. Краснодарский государственный институт культуры, ул. им. 40-летия Победы, 33
Автор эскиза – Владимир Андрющенко. Исполнители: Владимир Андрющенко, Виктор Губин и Павел Королев.
Год создания – 1988.
По словам художника, симметричную композицию панно он создавал для визуальной связи существующего и планировавшегося к постройке нового корпуса Института культуры, однако проект строительства так и не был реализован.
В мозаике можно наблюдать мягкие переходы полутонов, цветов, объемные тени, а цветные рефлексы создают богатство мозаичной поверхности. Каждый предмет и персонаж панно формируется из модулей смальты множества разных цветов и оттенков.
Так, руки флейтиста выложены белыми, бежевыми, красными, желтыми, синими, зелеными, голубыми и коричневыми смальтовыми тессерами.
10. Бывший фарфоро-фаянсовый завод «Чайка», ул. Лизы Чайкиной, 110
Автор эскиза – Николай Турков. Исполнитель неизвестен.
Год создания неизвестен.
Белые и синие шестигранные керамические элементы на фасаде – это бомза, специальное приспособление для обжига керамических изделий, предохраняющее их от деформации. Обычно после использования бомзы отправлялись на бой как отходы производства, однако по инициативе Туркова, в то время главного технолога и художника «Чайки», они стали использоваться как декоративный элемент при оформлении заводских зданий. Панно с эмблемой завода было выполнено художником из шамотной глины.
Материал подготовил Максим Дмитриев