А в советские годы при этом слове возникала только одна, понятная всем ассоциация: проезд в общественном транспорте без кондуктора, по заранее приобретенному билету, который нужно погасить устройством, закрепленном в салоне, — компостером.

В прошлом в общественном транспорте Краснодара не раз проводились эксперименты по бескондукторной системе оплаты, но все они потерпели неудачу. А что сегодня, удастся ли опыт, проведи мы его сейчас, выясняли «КИ».

Старый добрый компостер

Жизнь общественного транспорта в советские годы — отдельная история, изобилующая народными «сказаниями». Старожилы помнят, как много народу набивалось в трамвай или автобус — так, что двери порой не закрывались. Частенько ехать приходилось, стоя на одной ноге в крайне неудобной позе. Держаться при этом было необязательно — соседи, подпирающие со всех сторон, не дали бы упасть. При этом в транспорте не было кондукторов, и оплата проезда оставалась на совести пассажиров.

Это время отлично помнит Анатолий Панин, проработавший в Краснодарском трамвайно-троллейбусном управлении 38 лет, из них 25 — руководителем.

Тогда в городе были киоски, где продавались проездные билеты. В трамвае нужно было подойти к компостеру и пробить билетик. Когда я был студентом, думал, что это очень хорошая система. Но когда в 1976 году пришел работать в ТТУ, понял, насколько это убыточно. Желающих прокатиться зайцем было предостаточно. Конечно, на линиях работали контролеры. Ну что они сделают? Поругает мальчишку да и отпустят. И так до следующего раза,
— говорит Анатолий Панин.

Для тех, кто не помнит: для автобусов, троллейбусов и трамваев предусматривались разные билеты. Каждый компостер прокалывал билеты по-своему, поэтому обмануть контролеров не получалось. Обычно в транспорте размещали по два устройства —
в начале и конце салона. Такая система оплаты проезда в общественном транспорте сохранялась где-то до конца 80 — 90-х годов прошлого века, затем в салонах появились кондукторы.

В советские времена бескондукторная система оплаты была и в краснодарских автобусах, оборудованных такими транспортными кассами. Пассажиры сами бросали монетки в аппарат и брали билет.

До этого, по словам Анатолия Панина, они провели эксперимент и сравнили: какая получилась выручка с компостером, а какая — с кондуктором. В конкуренции с техникой победил человек. Расчеты экономистов КТТУ показали, что даже с учетом зарплат кондукторов предприятие существенно выиграет.

Я как сегодня помню, написал служебную записку мэру города Валерию Самойленко с предложением взять на работу кондукторов. Единственное, что он сказал, прочитав записку: «Хорошо, выживать надо». Время было очень сложное: бюджет —
пустой, а наша организация — убыточная. На том и порешили,
— рассказывает экс-директор.

В кондукторы — по блату

За несколько месяцев набрали 800 кондукторов, они прижились очень быстро.

И профессия кондуктора была тогда, как говорит Анатолий Панин, престижной. Когда все сидели на рынках и торговали жвачкой, в КТТУ получали зарплату. Поэтому существовала даже очередь из числа желающих, на вакантное место нередко брали по блату. Многие краснодарцы, конечно, работали, но денег не получали месяцами. Поэтому на входе в трамвай показывали справку с места работы о том, что у них задерживают зарплату. Провозили бесплатно.

Через несколько лет кондукторов снова упразднили, возложив сбор денег на водителей. Пассажиров в транспорт впускали только через переднюю дверь: оплатил — проходи, то есть на сознательность людей никто не рассчитывал. Но и этот эксперимент продлился недолго. Снова в общественный транспорт вернулись кондукторы.  Но зайцев и при них хватало. Анатолий Панин вспоминает: транспорта было мало, трамваи-троллейбусы заполнялись настолько, что у водителя боковые стекла не просматривались. В такой тесноте кондуктор просто не мог подойти к каждому.

Зайцем не прокатишься

Президент Союза транспортников Кубани Иван Петров считает, что технически город готов к бескондукторной системе оплаты проезда. Но нужен контроль:

Потому что все равно нужно контролировать систему оплаты проезда. Что касается коммерческого транспорта, то в ближайшее время ничего не изменится. По большому счету водители и так выполняют функцию кондукторов. Здесь нужно усилить и популяризировать безналичную оплату проезда — сегодня коммерческие перевозчики оснащены кассовыми аппаратами, — чтобы водитель меньше отвлекался, считая деньги.

Фото: Денис Яковлев, «КИ»

Урбанист, автор проекта «Городские истины» Мирослав Гриценко говорит, что во многих городах за рубежом применяется бескондукторная система оплаты, но при этом действует жесткий контроль. К примеру, в Берлине контролер незаметно заходит и блокирует все двери. За безбилетную поездку придется выложить 40 евро. А если удастся доказать, что пассажир умышленно отказывается платить, а не просто потерял или забыл купить билет, возбуждается уголовное дело. Японцам просто стыдно не платить за проезд — это как генетический код.

Бывают такие штрафы и контроль, что сразу отбивают желание ездить зайцем. Если брать моногорода, как Тольятти, то для них общественный транспорт, скорее, напоминает вахту: на работу и обратно. Поэтому уместно было бы ввести систему пропусков. Что касается Краснодара, то наше желание сэкономить, в том числе на оплате проезда, очень трудно искоренить. Поэтому без контроля не обойтись. А штрафы у нас по большому счету действуют символические. И потом, КТТУ — градообразующая организация в сфере общественного транспорта. И нельзя вот так взять и оставить за бортом сотни кондукторов. На чаше весов — экономия или создание социального напряжения,
— отмечает Мирослав Гриценко.
В техническом плане нет никаких проблем организовать бескондукторную систему оплаты в муниципальном общественном транспорте, достаточно установить терминалы. А вот с наличными — сложная история, и без кондукторов здесь не обойтись. Загружать водителя отсчитывать сдачу или выдавать билет — нежелательно, потому что это напрямую влияет на безопасность движения. На мой взгляд, основная проблема, из-за которой невозможно организовать безналичную систему оплаты проезда, — это отсутствие контроля. Штрафы предусмотрены, но контролировать оплату проезда могут сотрудники администрации или полиции. Как это организовать? У нас нет такой возможности. К тому же очень важный нюанс: пассажиры недостаточно сознательны, чтобы самостоятельно без контроля оплачивать свой проезд,
— рассказал директор Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Александр Грачев.

В тему

В СССР такими компостерами были оборудованы все трамваи и троллейбусы. Билет, который покупался в специальном ларьке, стоил 4 копейки.

«Не забудьте прокомпостировать проездной билет» — такое объявление висело в транспорте в советское время. Но многим краснодарцам удавалось схитрить. Они проезжали зайцем, сохраняя талончик для другой поездки, но при этом стояли рядом с компостером — на случай, если войдет контролер. А вот товарищам, «забывшим» прокомпостировать билетик, приходилось платить штраф. Но и тут можно было увильнуть от оплаты. Если пробитый билет чуть намочить водой, а потом прогладить горячим утюгом — дырочки от компостера разглаживались и становились менее заметными. И снова — в путь!

Ранее «КИ» писали, что Усть-Катавский вагоностроительный завод планирует собрать первый в стране беспилотный трамвай в 2022 году. Будет ли мэрия закупать такие вагоны, читайте в нашем материале.