Молитвы вместо песен

С 25 по 27 сентября еврейская община Краснодарского края будет отмечать Рош Ашана — еврейский Новый год, у которого нет ничего общего с тем, что празднуем мы. Тут нет обильного застолья, шампанского, фейерверков, Деда Мороза, танцев и песен в ночь с 31 декабря на 10 января. Наоборот, Рош Ашана — это время переосмысления прожитого, покаяния и надежды на будущее.

Сладкие пожелания

Еврейский Новый год празднуют в первые два дня осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю. Календарь этот лунно-солнечный, а значит, и еврейские праздники являются подвижными относительно календаря гражданского. Праздник может выпадать на сентябрь-октябрь, конкретная дата не установлена.

— «Хорошего и сладкого нового года! Шана това уметука!» — такими пожеланиями обменяются евреи всего мира уже на следующей неделе. Рош Ашана не похож на 31 декабря, но в нем много своих, не менее интересных особенностей и традиций. Например, в Рош Ашана едят рыбную голову, чтобы быть весь год «в голове, а не в хвосте», и яблоки или гранат с медом, «чтобы год был сладким». При этом приговаривают: «Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната»,
— рассказывает помощник раввина Краснодара и Краснодарского края Александра Алдамова.

А еще на Новый год есть обычай делать круглые халы (традиционный праздничный хлеб) вместо привычных продолговатых, которые пекут каждый шаббат (по субботам, в которые принято отдыхать и общаться с близкими).

— Эта традиция основана на том, что, подобно тому, как у круга нет ни начала, ни конца, так и наша вера в Бога бесконечна. Халу так же подают сладкой, как и многие другие продукты этого праздника. Еще через круглую сладкую халу, у которой нет ни начала, ни конца, мы  просим долгую и сладкую жизнь,
— прокомментировала Алдамова.

Сбросить грехи

Рош Ашана в Торе называют днем Ха-Дин (Днем суда). То есть в день рождения мира Бог судит этот мир. Главная задача человека в эти праздничные дни — вспомнить обо всем, что случилось за год, прислушаться к голосу совести, признаться себе во всех своих недобрых поступках и искренне в них раскаяться перед Богом. В этот день запрещено работать, верующие с волнением и трепетом молятся и ждут решения суда на следующий год, который вынесет для каждого из них Всевышний.

В месяц элул, предшествующий празднику, в синагоге ежедневно трубят в шофар — рог, обычно бараний или горного козла. Это действо глубоко символично. Звук шофара призывает верующих на Божий суд.

— После утренней молитвы в краснодарской синагоге на ул. Кузнечной раввин Менахем-Мендел Лазар трубит для всей общины, чтобы  разбудить наши души и побудить к раскаянию. В этом году канун Рош Ашана выпадает на 26 сентября. Отмечать, правда, евреи начнут его с вечера 25 сентября. Дело в том, что по нашему закону новый день заступает после выхода звезд. Еврейская община Краснодара собирается в синагоге для молитвы и традиционной праздничной трапезы,
— продолжает Александра Алдамова.
Фото: архив еврейской общины города Краснодара

Существует еще один обряд, связанный с еврейским Новым годом. Он называется ташлих («сбрось», с иврита) и символизирует избавление от грехов уходящего года. Верующие собираются на берегу водоема, читают молитву, в которой просят Всевышнего очистить себя от грехов.

После праздника начинаются 10 дней раскаяния, которые еще называют Днями трепета — это период между Рош Ашана и другим очень важным днем в еврейском календаре — Йом-Кипур — Днем искупления.

— В Рош Ашана Всевышний вынес нам приговор, но печать на решении поставит в Йом-Кипур. Эти дни имеют особую важность для евреев, поскольку вынесенный на Рош Ашана приговор есть возможность изменить, покаявшись и искупив вину перед теми, кого обидел, и перед Богом,
— отметила Алдамова.

Чем веселее, тем благодарнее природа

А вот татары, башкиры, казахи, таджики, азербайджанцы, узбеки, туркмены, киргизы и некоторые другие тюркоязычные и персоязычные народы Новый год отмечают 21 марта — в день весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года.

Древнеиранское происхождение

Навруз считается одним из самых древних праздников в истории человечества. Как рассказал руководитель краснодарской краевой общественной организации «Общество азербайджанской культуры «Азери» Владимир Курбанов, празднование Навруза связывают с культом Солнца и огня и с именем пророка Заратустры. Старейший источник, где говорится об этом празднике, — священная книга «Авеста». В ней сказано, что каждую весну нужно отмечать появление жизни на земле.

— Этот праздник известен по письменным источникам с VII века до н.э. Считается, что его происхождение — древнеиранское. Празднование Навруза также связано с возникновением солнечного календаря, который появился у народов Ирана и Средней Азии. Согласно ему, год начинался 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права,
— подчеркивает Владимир Курбанов.

Раньше дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, вычисляющие начало праздника с точностью до минуты.

«Хафт син» и огненный фестиваль

По древней традиции к Наврузу готовятся заранее.

— До наступления праздника у восточных народов принято ремонтировать дома, рассчитываться с долгами. В селах и городах люди приводят в порядок улицы, парки и сады, белят деревья, вскапывают и засаживают клумбы и огороды. Также помогают в ремонте домов сиротам и неимущим, навещают одиноких стариков и инвалидов,
— перечисляет Владимир Курбанов.

Кроме того, существует традиция устраивать перед Новым годом огненный фестиваль. В последний вторник уходящего года после захода солнца на улицах разжигаются костры, и взрослые и дети прыгают через них.

Как и во время любого другого большого праздника, в этот день накрывают праздничный стол.

— В Иране и Афганистане он называется «хафт син». На нем должны присутствовать семь продуктов и предметов, названия которых начинается с буквы «син» персидского алфавита: «сиб» — яблоко, «сабзе» — проращенные злаки, «серке» — уксус, «сенджед» — дикая маслина или облепиха, «секке» — монета, «сир» — чеснок, «саману» — блюдо из проращенной пшеницы,
— говорит Курбанов.
Фото: Краснодарская краевая общественная организация таджикской национальной культуры «Мехри Сомониён»

В Краснодаре тюркский Новый год встречают около десяти диаспор.

— К Наврузу готовятся по всем традициям: убирают в домах и раздают долги, а вечер проводят за богатым столом. Готовят семь блюд из злаков и бобовых. Но главными на столе считаются гуджа и сумалак. Эти блюда готовятся раз в год и только на Навруз. Начинают их готовить с вечера, и уходит на это вся предпраздничная ночь. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи — мужчины. Гуджа готовится из злаков с добавлением мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак — это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле с добавлением масла и муки,
— сообщил руководитель краснодарской краевой общественной организации «Общество азербайджанской культуры «Азери».

На стол также ставят зеркало, свечи, вазы с цветами, крашеные яйца, сладости, фрукты, хлеб и другие блюда. Пришедшим на Навруз гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, его поедание символизирует приобщение к возрождению всего живого.

В поле за благополучием

Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера длятся веселье и смех, а утром праздник продолжается в домашнем кругу.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год.

— Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. Вообще Навруз — это что-то больше, нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа,
— рассказал Курбанов.

А еще во время праздника принято гадать. Особенно увлекаются этим девушки, у которых еще нет жениха. В этот вечер они бросают через голову ботинок и по направлению носка определяют: останутся в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.

— Являясь одним из самых святых дней в древнем зороастрийском календаре, Навруз стал ежегодным мероприятием, посвященным общим традициям, наследию и культуре на Шелковом пути с рождением весны. Народы разных религиозных и культурных традиций празднуют Навруз, и их бесценные традиции передаются из поколения в поколение. Нам сегодня очень важно сохранять эти традиции и чтить память,
— подчеркивает Владимир Курбанов.

Материалы подготовили Александр Сучков и Елена Сизен