
Как продвигается строительство трамвайной ветки по ул. Московской? Будут ли и дальше развивать общественный транспорт? Вписываются ли произведения современного искусства в архитектуру города и что делать с неоднозначными арт-объектами? Доедет ли до нашего города известный итальянский художник Луиджи? Разговор получился насыщенным и интересным. А впрочем, судите сами.
Рельсы-шпалы
— Как продвигается строительство долгожданной трамвайной ветки по улице Московской? Нет ли опасений, что работы не выполнят в срок?
— Работы на одном из важнейших инфраструктурных проектов идут по графику. Еще несколько лет назад многие с большим сомнением относились к этому проекту. Скептиков было, наверное, больше, чем тех, кто верил, что это возможно. Тем более, тогда еще была большая проблема: автодорога на Московской находилась в частной собственности. Мы прошли не одно судебное разбирательство и в конце концов вернули земельные участки в муниципальную собственность. У меня нет никаких сомнений, что в обозначенные сроки трамвайная линия будет введена в эксплуатацию. Я лично не раз выезжал на место. Сейчас строятся два подземных перехода. Ждем поставку рельсов и шпал, чтобы и дальше прокладывать трамвайное полотно.
— А где расположится подстанция, которая будет питать трамвайные линии?
— На муниципальной территории возле предприятия «Каскад». У руководства организации есть опасение, что подстанция может повлиять на их производство. Мы прорабатываем этот вопрос. К примеру, есть предложение немного сдвинуть питающий центр. Окончательное решение будет зависеть от мнения экспертов.
— Будет ли продолжена программа обновления муниципального общественного транспорта?
— Модернизация парка общественного транспорта всеми признана успешной. Жители уже получили новые трамваи, автобусы и троллейбусы. Поэтому мы вышли с инициативой о продолжении программы. Сейчас проходят рабочие совещания в администрации Краснодарского края. Обсуждаем закупку троллейбусов и автобусов большой вместимости. Будет ли это федеральная программа, краевая или за счет инвесторов — пока не известно.
«Перезагрузка» семи улиц
— Для одних «7 улиц» — благо, для других — зло, для третьих — шанс избавить центр города от пробок. Расскажите, пожалуйста, последние новости об этом проекте.
— Да, как справедливо заметили, у проекта есть и сторонники, и противники. Примерно такие же опасения высказывали краснодарцы, когда Красную только начали делать пешеходной в выходные дни. Сегодняшняя жизнь улицы кажется уже естественной, словно она так жила всегда. Конечно, огромные плюсы получил бизнес, который расположен на Красной.
Вообще развитие центральной части города — отдельная тема для разговора. Наш центр вписывается в проект развития исторического поселения. Именно к этой территории на сегодняшний день относятся улицы Комсомольская, Чапаева и другие. Считаю, создание пешеходной зоны — это интересное направление для Краснодара. Поэтому мы этот проект сопровождаем. Работаем с населением, с бизнесом.
— А что ждет, например, улицу Комсомольскую?
— Там появится небольшой исторический квартал, в планах — реконструкция Дома купца Лихацкого. Такой единый комплекс мероприятий за год-два тяжело будет реализовать, потому что он требует серьезной научной работы. Многие заключения мы должны будем согласовывать и получать разрешения в региональном управлении государственной охраны объектов культурного наследия. К этой работе привлечены ведущие архитекторы. И конечно, экономическая составляющая тоже играет достаточно серьезную роль. Тем не менее, на сегодняшний день мы видим в этом проекте интересные перспективы. Безусловно, окончательное решение в итоге будут принимать краснодарцы.
— Но проект не решает проблемы стихийной парковки.
— Действительно, сегодня автомобилисты паркуются и на выделенных полосах, и на территориях, где парковка запрещена, в том числе на велодорожках. С одной стороны, это говорит о нашей культуре, с другой — о том, что на территории города еще не действует система эвакуации автомобилей. Она сейчас разрабатывается министерством транспорта Краснодарского края — все полномочия находятся у этого ведомства. Идет работа по созданию единого оператора и единой системы эвакуации автомобилей, которые нарушают правила парковки, не только в Краснодаре, но и в других муниципальных образованиях края. Эта работа скоро завершится. Краснодар идет по пути развития платных муниципальных парковок. Это должно нам помочь снизить количество автомобилей, которые въезжают в центральную часть города и паркуются под запрещающими знаками и на выделенных полосах. Предусматриваем и строительство перехватывающих муниципальных парковок при въезде в Краснодар. Ведь каждое утро в город въезжает около 150 тысяч автомобилей.
Еще одно направление для решения проблемы стихийных парковок — развитие системы общественного транспорта. Без этого никак. Весь мировой опыт говорит об этом.
— Какова судьба Пашковского хлебозавода и есть ли у него будущее?
— Как и обещал, активно занимаюсь этим вопросом, потому что главная задача — чтобы хлебозавод возобновил свою работу. Более того, на полную мощность, насколько позволяет технологическое оборудование. Собственнику предприятия уже предложили решение, пока не буду озвучивать, какое. Скажу только, что оно объективно хорошее. От владельца сейчас зависит многое: ведь завод, как и земельный участок под ним, находится в частной собственности.
О строительстве школ
1 сентября распахнет свои двери школа в микрорайоне Молодежном на ул. Изобильной. А на Гидрострое и в Юбилейном микрорайоне к новому учебному году заработают новые корпуса. В поселке Новознаменском до конца этого года достроят учебное заведение на территории жилого комплекса «Сосновый бор». Одновременно в ЖК «Родные просторы» идет строительство школы на 1550 мест. Планируемый срок завершения — конец 2022 года.
Кроме того, в следующем году будет введена в эксплуатацию школа на 1875 мест — самая большая в районе Западного обхода.
За кроны придется ответить
— Широкий резонанс получили истории с подрядчиками, которые кардинально обрезали деревья, по сути, испортили их. Ваша позиция в этой ситуации была жесткой. Планируете ли вы дальше контролировать работу? Ваша инициатива создать общественный совет при Центре озеленения и экологии может решить эту задачу?
— Уверен, что да. Общественный совет будет проводить обучающие семинары, на которые мы будем приглашать подрядные организации, чтобы улучшить качество их работы. Кроме того, в совет приглашаются специалисты, занимающиеся обследованием зеленых насаждений перед обрезкой.
Также в работе программа по их инвентаризации, она получит финансирование из муниципального бюджета.
История с обрезкой деревьев в городе действительно актуальна. Мы привлекаем подрядчиков к административной ответственности, выписываем штрафы, вносим в Реестр недобросовестных поставщиков услуг. Что касается в целом зеленых насаждений, хочу выразить слова благодарности краснодарцам за неравнодушие и активное участие в ежегодной акции «Краснодару — 10 000 деревьев». Благодаря ей в прошлом году в городе стало на 20 тысяч деревьев больше. Зеленый фонд восстанавливается.
О землях для многодетных
Что касается предоставления земельных участков для многодетных семей, то земельный банк в Краснодаре исчерпан. От слова «совсем». Поэтому администрация Краснодара обращалась в разные инстанции и уже внесены изменения в краевое законодательство. В чем их суть? Семьи с тремя и более детьми, стоящие на очереди в Краснодаре, могут обращаться за получением земельных участков в другие муниципальные образования. Такие случаи уже есть, правда, пока единичные.
Пошло или стильно?
— Евгений Алексеевич, а какова ваша позиция по отношению к арт-объектам, которые находятся в Вишняковском сквере и на аллее 80-летия образования края? Их установка породила массу споров.
— Эти арт-объекты появились не так давно. Да, сначала было легкое недоумение по отношению к «Столпам» и «Точке». Но прошло время, и многие люди стали симпатизировать им. К примеру, в Вишняковском сквере молодожены уже специально приходят к «Столпам», чтобы сделать свадебные фотографии. Да, современное искусство не всегда вызывает однозначную реакцию и одобрение. Стоит ли напоминать, что при жизни творчество многих художников-авангардистов не ценилось, а сейчас их картины стоят миллионы долларов.
— А почему все-таки убрали «Тороиды» на Кубанской набережной?
— Если помните, по ним проводился художественный совет, сообщество скульпторов одобрило их установку на Кубанской набережной. Экспозиции бывают удачные и неудачные. В данном конкретном случае жители города признали их неудачными и выразили свое негативное мнение. Поэтому «Тороиды» убрали. Если у автора скульптур появится желание установить их в другом месте, мы готовы обсуждать. Краснодар — современный город. Давайте не будем отнимать у него этот статус.
Например, наше управление по делам молодежи активно поддерживает ребят, которые наносят граффити на здания. Вместе с собственниками объектов находим подходящую стену, рассматриваем те или иные эскизные проекты. Это же тоже искусство. И тоже у кого-то вызывает сомнения, или неодобрение, или, наоборот, одобрение. И это прекрасно.
— Приедет ли снова в Краснодар Луиджи, чтобы закончить картину на стене здания администрации?
— Он не отказывается завершить свою работу. В прошлом году не приехал в Краснодар из-за пандемии, сейчас тоже действуют определенные ограничения. Мы переписываемся, и Луиджи подтверждает желание завершить свою работу. Напомню, что краснодарские художники настояли на том, чтобы картину завершил именно он. Тогда сохранится авторство, и картина войдет в каталог, который будет тиражироваться во всем мире.
Кстати, наше культурное сотрудничество с Италией получило интересное развитие. Итальянская фирма, которая выпускает баллончики с краской для граффитистов, разработала новый цвет и дала ему название «Краснодар».
Еще рано подводить итоги
— Что бы вы хотели сделать, но не успели или не смогли?
— Конечно, в первую очередь речь идет об инфраструктурных проектах. Это строительство очистных сооружений, транспортных артерий. Все это требует многомиллиардных вложений, поэтому занимаемся вопросами поэтапно. Те документы, которые у нас разработаны и утверждены, будут подаваться в вышестоящие органы, чтобы мы могли претендовать на получение государственной поддержки. Не зря разрабатывается проектная документация, документы территориального планирования. Все это в дальнейшем дает возможность финансирования из федерального бюджета. К примеру, есть проект, который интересует краснодарцев, в основном жителей микрорайона Гидростроителей. Это Южный скоростной периметр. Это также строительство моста через Большой остров с выходом через микрорайон на ул. Воронежскую. Это еще одна возможность создания новой транспортной артерии. Мы этим вопросом активно занимаемся.
— В этом году будет пять лет, как вы работаете мэром Краснодара. Что вы считаете главным достижением на посту градоначальника?
— Процесс развития города — бесконечный. Нельзя останавливаться ни на минуту, поэтому еще рано подводить итоги. Можно говорить о множестве проектов, которые находятся на стадии подготовки или в работе. Это ремонт дорог, благоустройство скверов, аллей, строительство школ и детских садов. На мой взгляд, главное в другом. Мы смогли кардинально поменять формат нашей работы. Теперь в Краснодаре решения принимаются только с учетом мнений наших жителей. Нет проекта, в котором не участвовали бы активисты, общественники и просто неравнодушные горожане. Мне кажется, что сегодня мы вернули доверие жителей.