
Маршрутки — обиходное название маршрутных такси, которые в США появились еще в 1910-х, в Москве — в 1930-х годах. В 70-80-е, например, именно маршрутки возили нас от станций метро до культовых столичных универмагов («Дрезден», «Белград», «Варшава», «Лейпциг»), где тогда можно было прикупить дефицитный товар.
В Краснодаре маршрутное такси начинает свою историю с января 1969 года.
Интернет-энциклопедия по пассажирскому транспорту Краснодарского края и Республики Адыгея так рассказывает о появлении нового вида транспорта в Краснодаре в 1969-м: «По Краснодару стали курсировать комфортабельные микроавтобусы, следующие по определенным трассам в режиме экспресса, — маршрутные такси».
Такими мы еще помним маршрутки: удобными, чистыми, с опрятными и вежливыми водителями, едут быстро. «Единичка» возила от вокзала Краснодар-1 до «Авроры», «двойка» — от Кооперативного рынка до Фестивального микрорайона. Проезд стоил сначала 10 коп., потом он повысился до 15-20-ти. Напомним, что проехаться на трамвае в те годы можно было за 3, на троллейбусе — 4, а на автобусе — за 5 коп. «Коллективное такси» многие годы было любимым видом транспорта. Экспрессы со временем превратились в транспорт, который останавливался еще и по требованию пассажиров. Стало больше маршрутов. В 80-е годы «пазики» постепенно заменили на новые рижские «рафики», а в 90-е появились «газели».
На 90-е годы приходится и период расцвета маршрутных такси. В новых условиях именно микроавтобусы быстро нашли свою нишу: перевозить пассажиров не только по магистральным улицам, но и вглубь жилых районов и пригородных поселков. Туда, где не проедет из-за узких дорог крупногабаритный общественный транспорт. Люди оценили: не только быстро, безопасно и удобно, но еще и избавляют от необходимости идти пару километров от остановки на магистрали до нужного адреса внутри поселка.
Деградировать маршрутки стали уже в 2000-х. Тогда появились слухи, что у каждого маршрута есть свой теневой хозяин и плюс немалая такса за то, чтобы встать на выгодный по пассажиропотоку маршрут. Микроавтобусы превратились в рухлядь, которую владельцы не торопились менять. Более небрежными и грубыми стали водители. «Газели» на каждом квартале набивались под завязку. Многие маршруты дублировали общественный транспорт и друг друга. Ездить на них стало просто небезопасно: они часто попадали в сводку ДТП. Летом невыносимо жарко и душно.
Тогда же появились первые попытки местных властей и региональных законодателей привести маршрутки к общему знаменателю. Их убрали с исторической части Красной. Запретили брать лишних пассажиров, останавливаться где попало.
Параллельно разрабатывали схему, по которой маршрутки были бы выгодны всем: муниципалитетам, пассажирам и самим перевозчикам. Предлагали разные схемы организации маршрутов, чтобы они не мешали общественному транспорту, а дополняли его.
Официально маршрутки прекратили свое существование по федеральному закону в 2013 году. Но мы так по привычке все еще называем автобусы малой вместимости, хотя у них такой же статус, как и у обычных автобусов. И работают они только на официальных муниципальных маршрутах по итогам конкурса.
Отношение горожан к маршруткам становится все более критичным: ведь в новом трамвае едешь как уважаемый клиент, а в маршрутке ощущаешь себя селедкой в бочке. Это как сравнивать Боинг с кукурузником.
Есть ли выход для маршруток? На муниципальных маршрутах их должны в итоге заменить обычные автобусы. А микроавтобусы пусть курсируют как «шаттлы» во многих городах, собственно, это московский вариант а-ля 70-е.