А вы знали, что в здании драмтеатра четыре этажа? Зрителю доступны только два – с буфетом, малым и большим залом. Но главное таинство скрыто от глаз. В обычные дни. И есть только один день в году, когда поклонникам драмтеатра разрешают заглянуть за кулисы.

Пока сцена пуста – для зрителя спектакля не существует. Когда спектакль заканчивается, его тоже не существует. А рождается и остается навсегда он как раз здесь, в зазеркалье театра, в каждой детали, париках и костюмах, в зачитанных сценариях и декорациях.

Экскурсия по закулисью началась с камерной сцены. Артист Андрей Соломыков рассказал об истории Краснодарского театра драмы. Учреждение в разные годы было и Первым Советским драмтеатром имени т. Луначарского, и Краснодарским краевым театром драмы, а сегодня оно носит имя Максима Горького в честь его произведения «Мещане». Именно этой постановкой открылся первый сезон в 1920 году.

— Сейчас в репертуаре театра 40 спектаклей. «Старейший» — спектакль по «Мастеру и Маргарите» — «Евангелие от Воланда», показываем его уже 27 лет,
— делится Андрей Соломыков.

Интересно, что в любой постановке чаще всего сменяются актрисы. Многие принимают решение покинуть любимые роли по «воле времени». Когда по сценарию нужно играть юную девушку, даже самая талантливая не скроет почтенный возраст, поэтому и уходят: не могут обманывать зрителя и самих себя.

Театральными дорогами

Нас ведут по запутанным коридорам и темным лестницам куда-то вниз.

— Будьте аккуратны, смотрите под ноги, — просит артист.

На стенах – старые афиши, расписания репетиций. Каждый метр здания используется по назначению. Это для зрителя театр начинается с вешалки, когда человек заходит через парадный вход. Работникам культурных учреждений нужно преодолеть сотню бытовых мелочей, чтобы почитатели искусства смогли увидеть конечный продукт. Несмотря на поздний вечер, мимо «при полном параде» пробегают другие артисты театра. The show must go on.

— Это – бутафорский цех, здесь создаются декорации к спектаклям,
— рассказывает Андрей Соломыков притихшей группе.

Посередине большого и просторного помещения — широкий стол, на котором и происходят чудеса бутафории. Ножи, линейки, банки, гвозди, куски картона — обычные инструменты этого рабочего пространства. Хотя большая часть декораций в основе имеет пенопласт и металл. Здесь можно увидеть процесс покраски ангелочка к одному из спектаклей, а на втором этаже цеха располагаются «ветераны» бутафории, уже сыгравшие свою роль. В цеху даже воздух другой, тяжелый. Кто-то из группы шепчет: «Какая тут бешеная энергетика, аж мурашки!».

Обстановка настолько загадочная, что решаю спросить:

— Скажите, а здесь случайно не водятся театральные привидения?

Стоявший рядом мужчина (как выяснилось, он и есть хозяин бутафорской вселенной) кивает.

— Бывает, ночью слышу их. А как без этого, в любом театре есть такое. Особенно если кто-то из работников и артистов здесь скончался,
— рассказывает бутафор.

Следующая остановка – мастерская, где создают парики. Желающие тут же примерили самые необычные конструкции. У постижера есть свои секреты, как сделать так, чтобы парик не слетел во время активностей артистов.

— Обычно парики крепятся на веревки, но иногда приходится использовать бинт – он впитывает в себя пот и не дает «улететь» с головы во время танцев.

Конечно, зритель из зала не видит многих подробностей. Это касается и костюмов, и декораций, и мебели, и предметов, которые артисты держат в руках. Но театр не приемлет фальши, поэтому каждая деталь должна выглядеть естественно.

Сердце театра

В творческой среде суеверия и обычаи растут как грибы. Служители Мельпомены то плюют в зал, то садятся на упавший сценарий. В костюмерной тоже царят свои законы. Некоторые из нарядов ни в коем случае нельзя примерять другим.

Наконец, нас приводят в святая святых – на сцену. Ходить можно только по белой ткани, чтобы не осквернять храм актерского искусства. Считается, что нельзя приносить на сцену грязь извне. Ко всему прочему, это также и неэтично, ведь артисты выступают в сменной обуви.

В театре уделяют особое внимание безопасности. На сцене есть невидимая зрительскому глазу линия, на которую никогда не ступают артисты и не устанавливают декорации. Кроме того, она совпадает с линией занавеса.

Нам показывают технику, которая оживляет спектакль, сложное осветительное оборудование и знакомят со звукорежиссером.

Андрей Соломыков показывает мастер-класс, как произносить реплики со сцены таким образом, чтобы слышно было на последних рядах. Конечно, сейчас благодаря современным технологиям и микрофонам звук идеальный, но навык в любом случае пригодится.

А звукорежиссер рассказывает, что сегодня театр не нуждается в спецэффектах – есть замечательные библиотеки любых звуков. Но иногда бывают моменты, когда приходится создавать свой, уникальный.

— Например, к постановке «Панночка» пришлось записывать, как собака скребет когтями дверь. Я был собакой: поставил микрофон на пол и изобразил.

Экскурсия пролетела на одном дыхании. Напоследок Андрей Соломыков приберег еще один сюрприз… Как так вышло, что мы, следуя все время вниз, в итоге пришли на четвертый этаж, с которого все и начиналось, никто не успел понять. Не иначе, театральная магия!

Реклама. Источник: ГАУК КК Краснодарский театр драмы / 12+