Выиграл конкурс — дали квартиру

Комендантскую должность и трехкомнатную квартиру на втором этаже первого дома Николай Хвостунов получил, победив в конкурсе на лучшего по профессии. В нем участвовали 26 семей: мужчины демонстрировали мастерство по специальностям «плотник», «электрик», «сантехник», у жен были свои задания. Состязались в Доме культуры железнодорожников.

— Мы с женой работали на КСК. Я — мастером, она — ленточницей. Жили в общежитии, однокомнатной малосемейке. Чтобы скорей получить квартиру, я перешел в сантехники. А тут конкурс объявили — на коменданта первого дома. Владимир Евланов, кстати, был зачинщиком: он тогда возглавлял горжилхоз в Первомайском районе. У супруги тоже был экзамен: как следить в доме за порядком и чистотой, озеленять двор, организовать людей на субботники. Это называлось семейный подряд,
— рассказал Николай Хвостунов.

Как победителям квартиру в новом доме семье дали сразу, а то еще бы ждать пришлось.

— Дом я принимал в октябре 1987 года, проверял, нет ли каких строительных огрехов. Люди шли со смотровыми ордерами, я показывал квартиры. Кому нравились, те брали ордер на заселение. Среди новоселов было много артистов Кубанского казачьего хора, медиков из недавно открывшейся глазной клиники Федорова, военные, милиционеры. Но в основном это были те, чье жилье попало под снос. Большинство заселилось под Новый, 1988 год, все вместе его отмечали.

Фото: личный архив Ивана Журавлева

Дом ходил ходуном

В Юбилейном строили на сложном песчаном грунте. По словам коменданта, сваи били на глубину 12 метров, их было очень много. А для того чтобы проверить дом на сейсмостойкость, на крышу поставили установку, производящую вибрацию в 9 баллов. Дом ходил ходуном! На нем кое-где после такой тряски трещинки пошли, но в целом дом получил очень высокую оценку, в том числе за сейсмостойкость.

— Помню, первая зима была очень холодной, даже Кубань замерзала, и жильцы просверливали лунки в реке и смаковали: метровых сомов и толстолобов таскали таким способом,
— вспоминает Хвостунов.

Было очень много песка, ветра, пыли. Потом провели трамвайный путь, это уже в 90-е. И сразу Юбилейный стал ближе, а квартиры в нем начали расти в цене.

Какие они в первом доме? Николай Хвостунов показал свою жилплощадь. На семью с двумя детьми дали трехкомнатную квартиру: 73 квадратных метра общей площади, 39 — жилой, тогда было такое разделение. Прихожая — 15 метров, роскошь после хрущевок! Кухня — 8 квадратов, балкон, лоджия. Потолки, правда, невысокие — 2,5 метра. Тогдашний стандарт. В комнатах паркет. Кафеля нигде не было, просто крашеные стены.

Без магазинов не принимали

О сложностях, возникавших при строительстве первого дома, рассказал почетный строитель Краснодара, бригадир монтажников домостроительного комбината «Краснодарпроектстрой» Николай Захарченко:

 — Дорог не было — раз. Работали в три смены, а транспорта возить рабочих, вахты, как сейчас, не было — два. А у меня в бригаде крановщики — женщины, домой по ночам боялись идти. Хорошо, в крайкоме распорядились выделить автобусы: на них третью смену везли на стройку, а вторую возвращали.

Коммуникации прокладывали заранее: укладчики шли чуть-чуть впереди строителей. Самые большие сложности возникали с фекальной канализацией: стоки нужно было перекидывать на очистные сооружения возле Елизаветки. Но главной трудностью был песок.

Первый дом долго не принимали, до тех пор, пока рядом не были построены два магазина — продовольственный и хозтоваров.

А потом, когда в ритм вошли, сдавали быстро: по два подъезда в месяц. Строили блок-комнатами, их изготавливали на домостроительном комбинате на улице Павлова. Все было поставлено на поток: сначала работали монтажные бригады, за ними шли отделочные, а следом уже субподрядчики: сантехники, электрики, газовики, связь.

Квартиру ждала 20 лет

— Когда я заселялась в конце 1987 года, стояло еще полдома. Вторая половина достраивалась уже у меня на глазах. Квартиру получила, простояв в городской очереди больше 20 лет. Вернее, в очереди стояла наша семья, но к 1987 году от нее осталась только я. До этого мы с родителями жили в финском домике с печным отоплением. К концу 1960-х все три домика, заказанные предприятием для своих сотрудников, стали разваливаться. Во время землетрясения в 1978 году по стенам пошли глубокие трещины, требовалось немедленное расселение. Однако аварийного жилья в Краснодаре было много. Наша очередь долго не двигалась — до тех пор, пока не начали строить Юбилейный,
— рассказала Светлана Минц, доктор исторических наук, профессор кафедры истории КубГУ.

Раньше на намытой рекой песчаной косе были земли совхоза «Солнечный», где выращивали помидоры. Когда почву окончательно истощили, решили построить образцовый микрорайон. Там, где сейчас за трамвайными линиями дома Рождественской набережной, планировали сделать самый большой в Краснодаре парк.

Тут следует отметить, что к моменту заселения Юбилейного очередь на получение квартир в краевом центре насчитывала 60 тысяч семей. За какие-то 10 лет она выросла на 20 тысяч. А численность жителей за этот срок выросла на 120 тысяч, из них 100 тысяч — приезжие, так как Краснодар был весьма привлекательным и в советское время. Значительная часть тогдашних «понаехов» имела льготы на улучшение жилищных условий. В результате две трети вводимого жилья отдавалось им, что задерживало продвижение общей очереди (в 1986 г. получали квартиры очередники еще с 1960 г.).

…И спасибо Горбачеву!

— Я не сразу вселилась, — продолжает Светлана Минц, — нужно было ждать заселения большинства, только тогда в доме включали свет и воду. То был момент в нашей истории, когда возглавивший страну Михаил Горбачев потребовал соблюдения европейского стандарта в строительстве: сдается дом — уже должна быть вся инфраструктура. Эту фантастическую для сегодняшнего дня идею — сначала инфраструктура, потом заселять людей — в Краснодаре стали реализовывать именно в ЮМР. Поэтому, когда я вселилась, у меня было два личных магазина, свой личный автобус и персональный комендант. В то время я как кандидат наук имела право на кабинет — на дополнительные 20 метров. И мне одной дали целых две комнаты. Жаль, моя мама новой квартиры не дождалась.

Так получилось, что я въехала, когда во всем микрорайоне жила лишь семья Николая Хвостунова. Народ появился через пару дней. В доме №12 через несколько дней уже заработала поликлиника. Всего один терапевт, физиокабинет и регистратура. Помню, как каждый день маленькая фигурка нашего первого врача терапевта Хакимовой деловито сновала между огромными домами.

Моя жизнь в ЮМР началась с приключения. Поздно вечером в мою дверь вдруг кто-то постучал. Я была так ошарашена, что распахнула ее, даже не спросив, кто там. Оказалось, что меня без адреса разыскала моя подружка, самая первая моя студентка. Она приехала в гости из другого города. Предупредить не могла. Ей сказали, что со старой квартиры меня увезли вместе с вещами. Она рванула в ЮМР, нашла коменданта, он ей показал подъезд и единственное освещенное окно.

А вот добираться до работы было очень удобно. Я видела с балкона, как подходил автобус №9, и спускалась. Конечная была под моим балконом. До университета добиралась за 30-40 минут автобусом, потом от Калинина трамваем (сегодня та же дорога занимает полтора-два часа). Кайф, впрочем, закончился быстро. Только наш дом рассчитан на 285 квартир. А автобус был один и маленький-маленький.

Уже весной 1988 года благодаря мэру Самойленко нам намыли роскошный песчаный пляж. А в 1989 году начали укреплять берег.

Рады были до небес

В числе первых заселилась и учительница музыки Ольга Манькова:

— У нас с мужем уже было двое детей: дочке четыре, сыну два. Жили в бараке столетней давности. В туалет бегали за квартал, раковины сливной не было. И вот выдали смотровой ордер, — и так нам квартира понравилась! Когда увидели огромную прихожую — настоящий холл, зашли в комнаты, пусть небольшие, но все отдельные — рады были до небес! Когда шли к дому первый раз, автобус еще не ходил, но дорога была,  и я вижу на ней клубы пыли, песка и лишь где-то вдали маячит наш домик. Вокруг — пустыня! А когда дошли, ветер стих, тут такой закуток — и так уютно показалось. Посмотрели квартиру: в ней еще строители работали, мусора полно. Но рядом уже был магазинчик, и всякие дефицитные товары перед Новым годом там выбросили: мы взяли зеленый горошек, кур каких-то, — смеется Ольга. Назад, правда, опять пешком возвращались. Когда нас расселяли, никто из соседей не хотел особо сюда переезжать, а теперь это один из лучших районов города.

Укоренились

Мы стоим перед первой девятиэтажкой. Вокруг — много деревьев, отцветают розы, на этажах краснеют листья дикого винограда… Представить, что сравнительно недавно вокруг были пустырь да ветер, невозможно. А ведь озеленяли, укореняли растения сами жители, приложив к этому и руки, и немалое упорство.

— Вот эта шелковица, — Светлана Минц показывает на высокое дерево, — ровесница дома, а рядом, видите, две пицундские сосны. Они на наших почвах растут лучшее всего — у них плоская корневая система и их не подмывают подземные воды.

— Мы живем на первом этаже, я под окнами клумбочку сделала, цветочки посадила. Мы с моей соседкой, Татьяной Рыбаковой, обустроили собственный участок: радуем себя и прохожих,
— рассказала Ольга Манькова

Одним из первых жильцов дома стал и звездный солист Кубанского казачьего хора, легендарный танцор Валентин Захаров. Недавно ему исполнилось 77 лет, из них около 40 он солировал в выступлениях прославленного коллектива. В доме по ул. 70-летия Октября, 8 артисты Кубанского казачьего хора заняли 32 квартиры.

— Для меня самые лучшие воспоминания, — говорит Светлана Минц, — когда хор возвращался с гастролей, автобус останавливался у углового подъезда, все артисты выходили и, продолжая петь, шли гулять вдоль реки… В костюмах, с шалями.

— Бывало, соберемся за столом — и поем, ведь артисты же. А люди выходят на балкон — слушают и хлопают нам, — вспоминает Валентин Александрович.

Рядом с домом он обустроил мини-сквер, «уголок Захарова».

— Орех растет, две вишни, айва, слива, четыре смородины, калина — все сам покупал и сажал. Раньше здесь машины стояли, а мы с ребятами стол поставили, лавочки, покрасили. — Мне не раз предлагали переехать — всегда отказывался, никогда и никуда отсюда не уеду,
— говорит Валентин Захаров.

Укоренился!

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Справка «КИ»:

Проект детальной планировки Западного (Юбилейного) жилого района был разработан и утвержден еще в 1972-1976 годах, а проект застройки — в 1982-м. Впоследствии в проект вносились корректировки: увеличили число жилых домов повышенной этажности, применение серий объемно-блочного домостроения со встроенными предприятиями обслуживания. В 1987 году корректировка проекта застройки была одобрена, и началось строительство 1-го жилого массива. И уже 30 сентября в эксплуатацию был сдан первый дом по ул. 70-летия Октября, 8.

Текст подготовила Марина Аванесова