Поводом стало назначение Владимира Олеговича на новую должность, на которой он продолжит курировать те же направления, что и прежде. Мы поздравили давнего друга нашей редакции и задали ему несколько вопросов. А так как отвечать на них вице-мэру пришлось по дороге на конференцию в Сочи, первый возник сам собой…

Первый этап проекта

— Владимир Олегович, вы отправились в Сочи на электричке — транспорте, чрезвычайно популярном во всем мире, и не только в пригороде, но и в мегаполисах. А когда в Краснодаре появится городская электричка?

— Это проект РЖД, а значит, компетентно об этом могут рассказать именно его проектировщики. Как известно нам, сейчас ОАО «РЖД» проектирует первый этап этого объекта — радиально — кольцевое движение городской электрички и будет этим заниматься до конца года.

— В июне на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение о модернизации трамвайной сети в Краснодаре с екатеринбургской Группой «Синара». Расскажите, что нам даст его реализация? И насколько готово к этой совместной работе МУП «КТТУ»?

— Договор о первом этапе Концессии, с соблюдением всех нормативных документов, мы должны подписать с «Синарой» уже этой осенью. Он предусматривает строительство 35 километров новых трамвайных путей в западном направлении: от ул. Московской, через Автомобильную, через Ростовское шоссе с выходом на Кореновскую, дальше по Дзержинского, до Города спорта, до Баскет-холла, дальше мы опускаемся опять на Западный обход, доходим до Немецкой деревни и по Западному обходу спускаемся к улице Красных Партизан и по Красных Партизан состыковываемся с нашим славянским Западным депо.

Поскольку весь этот район — один из самых динамично развивающихся в первую очередь по вводу многоквартирных жилых домов, — только трамвай сможет вывезти живущее там уже сегодня число жителей. Второй этап концессионного соглашения предусматривает еще 35,5 км, это уже на юго-восточном и восточном направлении.

Что касается КТТУ, то оно, как и городская администрация, к взаимодействию с «Синарой» готово. Добавлю, что этим документом предусмотрена и закупка подвижного состава.

— Группа «Синара» в одном из российских городов занималась прокладкой скоростного трамвая. Не собираются ли такой создать и у нас?

— Трамвай, путь для которого будет построен в рамках концессий, и так пойдет по выделенному пути. И если на перекрестках с движением автотранспорта трамвай получит приоритет (что, кстати, мы уже начали делать в Краснодаре), он, по сути, станет скоростным.

О выделенных дорогах…

— Продолжая тему приоритета, не могу не спросить о выделенных полосах для общественного транспорта. Не отказался город от этой идеи?

— Разумеется, нет, мы продолжим заниматься их созданием. Сейчас у нас разрабатывается документ планирования регулярных перевозок городским автомобильным и электротранспортом, рассчитанный на период с 2022 по 2034 год. В нем к 1 сентября его разработчик — компания «А+С Транспроет» (СИМЕТРА) — предложит нам поэтапный переход обустройства выделенных полос. Они должны быть обеспечены фото- и видеофиксацией нарушений ПДД, для чего в крае уже создана новая структура — ГКУ «Центр организации дорожного движения».

Плюс к тому мы подготовили письмо в Минтранс России с просьбой рассмотреть возможность введения в действующие нормативные документы критериев, по которым необходимо вводить выделенные полосы. Сделали это для того, чтобы у нас были железобетонные основания для их введения, а не просто ПДД, по которым эти полосы могут быть, а могут и не быть.

— А что все-таки нам даст документ планирования регулярных перевозок? Спасет ли он город от транспортного коллапса?

— Во-первых, этот документ должен быть у нас уже исходя из действующих федеральных документов. Без него мы не сможем участвовать в федеральных программах, в том числе в программе «БКД» для обновления подвижного состава для городских перевозок. Во-вторых, он предусматривает модернизацию существующей транспортной сети: какие-то маршруты будут предлагаться к закрытию, какие- то — изменят или продлят.

В-третьих, он предусматривает поэтапный переход на особо значимых социальных маршрутах на брутто-контракты. Это более эффективная и современная система взаимодействия с перевозчиками, обслуживающими городские транспортные маршруты. По ним будут более жесткие требования к подвижному составу, внешнему виду водителей и т.д.

…и о гравийных

— Уже несколько лет в Краснодаре активно идет ремонт дорог. Что сделано в этом году, что предстоит в ближайшее время? И когда наконец в городе исчезнут гравийные дороги? Взять практически в центре, например, Афипский переулок, Платнировский, Ладожский, много и других проездов без асфальта…

— Всего в этом году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» были приведены в порядок 33 участка протяженностью 30 км. Сейчас у нас еще 7 объектов завершены или находятся в завершающей стадии, плюс восьмым объектом отремонтировали улицу Московскую. А планируется — и уже в торгах на 2023 год — еще 38 объектов.

Что касается гравиек, то да, их у нас в городе почти половина. И быстро перевести их в асфальтобетон не получится. Это колоссальные затраты — у нас гравиек больше 700 километров. Постепенно стараемся, в рамках различных программ, это делать, но это однозначно даже не среднесрочная перспектива.

— Много лет идет речь о создании дорог-дублеров основных магистралей, которые снизили бы загруженность и, вполне вероятно, избавили от пробок краевой центр. Каковы ваши планы на этот счет?

— Прежде всего это Восточный подъезд к городу: по трасса М4 «Дон» через Тихорецкую с заездом на ул. Володарского и далее в центр города. Эта магистраль состоит из нескольких этапов, ряд объектов городом проектируется, ряд — краевым минтрансом. Думаю, перспектива реализации этого объекта — ближайшие 5-7 лет, учитывая его достаточно высокую стоимость. Это и Южный скоростной периметр, который позволит при движении со стороны Усть-Лабинска попадать в центр города на Ставропольскую, Шевченко — по нему тоже завершена разработка планировочной документации.

— Какие еще новые дороги появятся в краевом центре в ближайшее время?

— Это реконструкция улиц Зиповской, Сербской, Циолковского, Александровской, Ратной Славы — с этими объектами мы планируем выходить на конкурс по предоставлению субсидий краевым минтрансом в августе этого года.

А валидаторы у нас будут?

— Как и когда будет обновляться трамвайный парк?

— Планируем, что обновление будет происходить в рамках концессии, которая сейчас в стадии заключения. Там в следующем году предусмотрена закупка новых трамвайных вагонов, но в каком количестве, точно сказать не могу — цифра постоянно корректируется.

— Когда в общественном транспорте станут применять валидаторы? В Крыму, например, на них перешли во всех городках, и это на самом деле очень удобно.

— Если вы о бесконтактной системе оплаты транспортными или банковскими картами, то она у нас существует во всех видах муниципального транспорта. А вот кондукторов, как это, например, сделали в Крыму, мы отменять не планируем. Если не будет кондукторов — значит, придется создавать другую службу, которая могла бы контролировать оплату проезда, и штат ее будет не маленький. Без этого, на доверии, пока ничего не получится — платить просто никто не будет. Правда, я считаю, вполне вероятно, что вопрос этот возникнет при переходе на брутто-контракты. Без них создание такой службы не представляется возможным.

— О чем как руководитель важнейшего направления жизнедеятельности города вы мечтаете? Каким видите выход из очень непростой дорожно-транспортной ситуации в городе?

— Проблем множество, они обозначены в принимаемых документах, и постепенно по каждой из них будем искать и находить решения. Взять, например, строительство более 71 километра новых трамвайных путей. Это хорошая, радужная перспектив, о которой раньше мы только мечтали, а теперь это становится реальностью.