В ночь с 18 на 19 марта 1973 года в Краснодаре было сыро и ветрено. У поста ГАИ на Ростовском шоссе стояли двое молодых людей: инспектор дорожного надзора сержант милиции Виктор Гришин и представитель военной автоинспекции Краснодарского гарнизона. Внимательно следили за проезжавшими машинами, сбавляющими скорость перед постом. К полуночи их становилось все меньше, трасса затихала. Вдруг Гришин заметил два автомобиля, двигавшихся по Ростовке. Не доезжая поста, они свернули в сторону. «Надо бы их проверить», — мелькнуло в голове у сержанта.
— Свернули — не захотели нам попадаться на глаза…» В этот момент Гришин увидел зеленый огонек такси. Остановил жезлом. Представился. Объяснил, что нужно перехватить автомобили, которые уже мчались по ул. Большевистской. Шофер согласился. Такси рвануло с места и вскоре исчезло в темноте. Вернуться обратно сержанту Гришину уже было не суждено…
Следы у дороги
К обеду следующего дня оперативный дежурный докладывал начальству о том, что в лесополосе четвертого отделения совхоза «Краснодарский» обнаружено обгоревшее тело инспектора дорожного надзора Виктора Гришина.
— Гришин Виктор Васильевич, 1950 года рождения, в милиции с июня 1971 года. Образование среднее, женат, недавно родилась дочь, — уточнил оперативный дежурный.
На место происшествия незамедлительно выехала оперативная группа. Весть о гибели сержанта быстро разлетелась по городу. Большие силы были брошены на поиски преступников. Ключевую роль в раскрытии этого убийства сыграл один из лучших сыщиков Кубани, в то время старший инспектор уголовного розыска УВД Виталий Шамраев. Человек-легенда, сумевший раскрыть сотни убийств.
— Солдат, дежуривший в ту ночь вместе с Гришиным, вспомнил, что в начале первого ночи подошло такси, Гришин сел в него и поехал в ростовском направлении. Одна из первых наших версий: сержанта мог убить таксист, — рассказал ветеран уголовного розыска.
Рядом с лесополосой, в которой было обнаружено тело, при выезде на асфальтированную дорогу четко отпечатались следы колес. Эксперты сняли гипсовые оттиски. Так появилась первая важная улика.
Что сказал таксист
Тем временем сотрудники милиции искали в таксомоторных парках города ту самую «Волгу», на которой уехал сержант Гришин. К поискам подключился и Виталий Шамраев. Ему повезло: нужную машину он обнаружил в таксопарке на ул. Гаврилова. Виталий Николаевич вспомнил, как это было:
— Я приехал в таксопарк, познакомился с главным инженером, вышел на территорию, вижу — идет желтое такси, поцарапанное, грязное. Останавливаю его. «Куда едем?» — «На мойку». «Фамилия?»
— «Лисняк». Беседую с ним, а сам смотрю на колеса, не переставлялись ли они. «Ты работал вчера?» — «Да, работал, во вторую смену». «Помнишь вот этого сержанта?» — «Да, помню».
Водитель подтвердил, что подвозил ночью автоинспектора, который просил перехватить две машины — «Москвич» и «Волгу» М-21. На ул. Большевистской они едва не столкнулись с ними лоб в лоб. Гришин заставил автомобили остановиться, забрал права для проверки. Таксиста же отпустил, сказав, что потом пешком вернется к посту. Что было дальше, Лисняк не знал.
Тотальная проверка
Шамраев попросил отвезти его на то самое место, где все происходило.
— Когда приехали, Лисняк показал мне тормозной путь своей «Волги», показал, где именно стояли те две машины. И вот я нахожу там гильзы от малокалиберной винтовки! Немедленно вызываю на место опергруппу. Был проведен более тщательный осмотр. Лисняк впоследствии очень помог следствию. С его помощью удалось установить, что оба автомобиля небесно-голубого цвета, — пояснил Виталий Николаевич.
Теперь у следователей было несколько важных улик: слепки протекторов, гильзы, марки и цвет машин, на которых передвигались преступники. Сыщики выбрали по базам ГАИ порядка 3,5 тысячи автомобилей марки «Волга», подходящих под описание, и примерно столько же «Москвичей».
Ориентировки передали во все районы края. И вот пришло подтверждение из Архипо-Осиповки. Отозвался автомобилист, у которого угнали машину — 21-ю «Волгу». Он был завгаром одного из санаториев. Уезжал по делам на несколько дней, чем и воспользовались преступники. Как выяснилось позже, один из злодеев работал шофером в этом же самом санатории.
Когда через несколько дней хозяину «Волги» показали оттиски колес, тот подтвердил: его машина. Стоит отметить, что ни компьютеров, ни сотовых телефонов в то время не было. За каждым «выяснили», «обнаружили», «сверили» стояла колоссальная работа.
Кто поджег машину?
Тем временем до преступников дошли слухи, что весь Краснодар поднят на уши в поисках убийц сотрудника ГАИ и машин, на которых они скрылись. Испугавшись, злодеи вывели «Волгу» из укрытия на частном дворе по ул. Российской, отогнали за Горячий Ключ и там сожгли. Увидев сообщение об этом происшествии в сводках, сыщики не поверили в совпадение: по всему краю ищут угнанную «Волгу», а тут внезапно сгорает похожая машина, причем под покровом ночи.
Виталий Шамраев и эксперт-криминалист Юрий Грицай поехали на место, чтобы все проверить.
— По номеру двигателя убедились, что сгорела та самая «Волга», которую мы ищем. Рядом на глинистой почве мы обнаружили следы обуви. Но была в них какая-то странность. Потом мы поняли: преступники надели на ноги пакеты и обмотали их проволокой, чтобы не соскочили. Мы сняли гипсовые слепки, — рассказал Виталий Шамраев.
Убийцу выдали туфли
Итак, все ниточки вели в Архипо-Осиповку. Оттуда была угнана «Волга», и там же проживал некий гражданин Величко, владевший схожим по описанию «москвичом». Вскоре Величко задержали, привезли в Краснодар. Но по какой-то причине водитель Лисняк, главный свидетель по делу, не опознал подозреваемого. Опытный сыщик Шамраев понимал, что это стечение обстоятельств, профессиональное чутье подсказывало: Величко виновен. Однако его пришлось отпустить. На радостях тот собирался было покинуть город, но волею судьбы был задержан на том же самом посту, который так старательно хотел объехать в ночь убийства сержанта Гришина. Оказалось, что в водительском удостоверении Величко нашли поддельный талон. Мужчину вновь задержали.
— Штаб у нас был в Первомайском отделе — на углу Горького и Коммуна- ров. Утром я приезжаю, а Величко там! А ну-ка — давайте его на беседу. Задаю вопросы, он все отрицает. И тут я вспомнил о странных следах возле сгоревшей машины. Говорю ему: «А покажи-ка мне свою обувь». Показал. Почти новые туфли, но на них какие-то оттиски, похожие на следы от проволоки. Вызываю эксперта, он проводит проверку — и все совпадает! Просто повезло, что Величко оказался в той же самой обуви, в которой ночью поджигал машину. Вскоре он во всем сознался и назвал своего соучастника, — подытожил Шамраев.
Думали, что с рук сойдет
В ночь с 18 на 19 марта 1973 года Величко вместе со своим подельником Мартыщенко перегоняли в Краснодар угнанную в Архипо-Осиповке машину. Она предназначалась для родственника Величко по фамилии Гущин, проживавшего на ул. Российской. Мартыщенко — тертый калач, ранее уже судимый. Злодеи уже не первый год совершали кражи. Не гнушались ничем: тащили и стройматериалы, и запчасти, и автомобили. Уверовали, что все будет сходить им с рук. Однако, завидев пост ГАИ, решили: береженого бог бережет — и свернули. Полной неожиданностью стало для преступников появление сержанта милиции на такси. Алчность окончательно затмила разум, да и оружие было под рукой. Воспользовавшись моментом, Величко выстрелил сержанту в голову. Затем преступники вывезли тело подальше, облили бензином и подожгли.
Оба были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны. Сержанта милиции Виктора Гришина наградили посмертно орденом Красной Звезды за мужество, проявленное при исполнении служебного долга. В честь него назван пост на въезде в Краснодар, где установлена мемориальная табличка. Его имя носит и одна из улиц города.
Читайте новости там, где удобно: Instagram Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.