
«Избирательный диктант» — это не традиционный школьный или, например, этнографический диктант. Скорее тестирование. Тест состоял из 40 вопросов, а потом предстояло еще выполнить творческое задание.
В Краснодаре диктант писали на 71 площадке: 59 из них в школах и гимназиях, 10 – в колледжах и вузах, в Центральном округе площадку для диктанта организовали в территориальной избирательной комиссии, а общегородскую сделали в Общественно-информационном центре. Она была открытой, но, учитывая санитарные требования, для соблюдения необходимых норм, записывались на нее заранее.
Городская и территориальные избирательные комиссии подготовили акцию вместе с управлением по делам молодежи и департаментом образования администрации города.
Так совпало, сейчас Краснодар готовится к всероссийской тренировке дистанционного электронного голосования. Ряд вопросов акции был посвящен истории парламентаризма, Госдуме РФ и Законодательному Собранию краю, а другие вопросы – избирательной системе. Творческое задание в конце – как раз развитию современных цифровых сервисов и форм голосования при проведении выборов. Время на диктант – 1 час, 40 минут на ответы на 40 вопросов и 20 минут – на творческое задание.
Площадки по Краснодару работали в разное время. Раньше всех, в 8 утра, за парты участники диктанта сели в Западном округе в школе №5.
На общегородской площадке собрались студенты двух университетов – КубГУ и КубГАУ и двух колледжей – Краснодарского педагогического и Пашковского сельскохозяйственного.
Перед диктантом беседуем с ребятами. Павел Уваров и Игорь Кравченко – студенты юридического факультета КубГУ. Павла больше интересуют вопросы избирательного права, он решил принять участие и в тренировке по дистанционному электронному голосованию.
Интересно, как это будет происходить, как голосование организовано, ведь такая форма позволит избежать толчеи на избирательных участках, что важно во время пандемии. Открыл телефон и проголосовал,
А Игоря больше интересует история и развитие парламентаризма: «Много слышал об этой акции, решил обязательно поучаствовать и надеюсь, что тест будет о парламентаризме».
Решила проверить свои знания по избирательной системе,
Студентка КубГУ Мария Хорошенькова тоже интересуется избирательным законодательством и подчеркнула:
С удовольствием приму участие в тренировке по дистанционному электронному голосованию. Давно слежу за новеллами в законах. Даже расстроилась, что Краснодарский край в этом году не вошел в число регионов, где в единый день голосования 19 сентября будет применяться электронное голосование. А тренировка с 12 по 14 мая пройдет везде. Обязательно приму в ней участие.А Валерию Ефимову интересует избирательное законодательство с точки зрения норм предвыборной агитации.
Председатель городской избирательной комиссии Краснодара Олег Смирнов обращается к участникам акции:
27 апреля все страна отмечает День парламентаризма. Этому событию посвящен избирательный диктант, а также и предстоящим 19 сентября выборам депутатов Государственной думы РФ. Сейчас у нас проходит всероссийская тренировка – тестируем систему дистанционного электронного голосования. Лично я записался и приму в ней участие.Вопросы на диктанте были разной сложности. Исторические: когда выбирали первую Государственную думу еще в империи, и кто тогда не имел права голосовать? По какой системе выбирают Госдуму сегодня? Сколько депутатов в кубанском парламенте?
А вот простые вопросы, но с подвохом: сколько политических партий представлено в Госдуме, а сколько в ЗСК? Казалось бы, ответ знает каждый ребенок: 4 партии в Госдуме («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»), а в ЗСК – 3 (те же, но минус эсеры), избранные по партийным спискам. Но есть еще депутаты, которые прошли по мажоритарным округам и были выдвинуты от партий, не прошедших по партспискам. В Госдуме таких два депутата, один от «Гражданской платформы», другой – «Родины». В ЗСК есть также два депутата, прошедших по мажоритарным округам, выдвинутые, соответственно, от «Справедливой России» и Партии Роста. Так, какой ответ будет правильным: в Госдуме – 4 партии, или 4+2, а в ЗСК – 3 или 3+2?
Выйдя после диктанта, обсудили это со студентами, они тоже сомневаются. С Олегом Смирновым пришли к выводу, что все-таки в вопросах имелось в виду именно представительство партий, то есть избирательные объединения, прошедшие по партийным спискам.
С большим интересом участники диктанта отнеслись и к творческому заданию. Его суть — рассказать, какие цифровые сервисы будут полезны избирателям?
Олег Смирнов напомнил, какие сервисы использует избирательная система:
«Поиск своего избирательного участка», «Запись на голосование по месту пребывания» и другие. Сейчас тестируем дистанционное голосование посредством Госуслуг. Но суть задания в том, что участники акции могут предложить свои варианты, и они будут полезны избирательной системе.