Нельзя принудить

Напомним, что в последнем месяце 2020 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, дающий регионам право создавать платные медицинские вытрезвители. Открывать такие учреждения можно уже с 1 января этого года.

В Минздраве РФ подчеркнули, что попадание в подобные заведения ни в коем случае не будет принудительным. Человека отправят, если он находится в беспомощном состоянии, вызванном опьянением, а его жизни угрожает опасность, но при этом он не нуждается в оказании медицинской помощи. Решение о создании вытрезвителей будут принимать субъекты Федерации, учитывая региональные потребности. Правила работы таких учреждений совместно разработают Минздрав, МВД и Минтруд. Нормативы должны включать виды помощи, которые собираются оказывать в вытрезвителях.

Пьяный — не больной

Вытрезвители полностью ликвидировали в нашей стране к октябрю 2011 года. Это было связано с реформой МВД. Именно этому ведомству подчинялись тогда учреждения. Сейчас пьяных должны доставлять в больницы сотрудники скорой помощи.

Сразу после принятия закона о возрождении вытрезвителей на эту тему высказался глава Краснодара Евгений Первышов. 

— Посмотрим, кому достанутся полномочия, как они будут перераспределены. Это будет на уровне региональной или муниципальной власти. Главное, чтобы потом не получилось какого-то перегиба: когда частный вытрезвитель с целью того, чтобы у него были клиенты, начнет забирать сразу же, как только человек появился на улице в нетрезвом виде, — отметил мэр города. 

Заместитель главного врача краевого наркодиспансера и депутат городской Думы Краснодара Галина Ермакова полагает, что возрождение вытрезвителей — социально значимый проект. Она уверена, что отказ от принудительного помещения в вытрезвители принесет небольшие результаты. 

 — Нет четкого понимания, кому будут подчиняться эти возрожденные заведения, кто станет их финансировать, будут ли они государственными или частными. Министерство здравоохранения отмечает, что не может предоставлять подобные услуги: пьяный не является больным. В Минздраве России считают, что если вытрезвители будут подчинены им, то получится нецелевое использование денежных средств. Раньше такие заведения входили в структуру МВД, там работали фельдшеры, а врачи, психиатры-наркологи, приходили туда только консультировать. Я считаю, что вытрезвители следует вернуть МВД. А пьяных нужно отправлять в такие учреждения принудительно. Сильно сомневаюсь, что люди согласятся идти в вытрезвитель добровольно. Я 35 лет работаю в наркологии и такого не помню. Надо отрезвлять, проводить профилактическую беседу и отправлять человека домой. Главное — оградить людей от приключений на пьяную голову, — считает Галина Ермакова.

Было стыдно

На данный момент в Краснодаре нет ни одного вытрезвителя. Но автору этих строк довелось побывать в подобном учреждении. Было это весной 1997 года, во время учебы на первом курсе университета. В одну из суббот мы с друзьями гулями по Красной. Как сейчас помню, пили во дворе филармонии портвейн «Солнечная долина» плюс пиво. Опьянение наступило резко. Неудивительно, что я оказался в милицейском «бобике». Привезли в вытрезвитель на улице Димитрова, что за общежитиями КубГУ. В общем, прямо рядом с альма-матер. Ночь пришлось провести в камере: длинное помещение, по обеим сторонам — по две голые лавки. В камере находилось четверо. Спать мешал включенный электрический свет и тараканы, которые стадами перемещались по телу. Наутро милиционеры потребовали уплатить штраф. Но что взять со студента? Заставили подмести двор вытрезвителя, потом отпустили. Обещали сообщить в университет, но этого не произошло. Конечно, было стыдно. Но особенно волновался из-за родителей. Как они переживут, что не пришел ночью? Вернулся домой, а родители уже все знают: они звонили в милицию, там им и сообщили, где я. Дома обнаружил, что на мне нет креста. Он висел на шее на обычном шнурке. Возможно, кто-то оборвал нить, чтобы разжиться драгоценностью. Но крест был простой, алюминиевый, когда меня крестили в детстве, они еще не были украшением, а возможно, даже наоборот, являлись поводом для неприятностей. Вытрезвитель тогда от алкоголя не отвратил, но не исключено, сыграл свою роль в том, что я не пью уже 22 года. А может, и спас тогда от других приключений, которые могли закончиться трагически.