
Только ручная работа
Экспозиция Владимира Малюка разместилась в гараже.
— Причин для коллекционирования кирпичей немало, — рассказывает архитектор. — Два моих прадеда в начале XX века владели кирпичными заводами, один из которых до сих пор работает в Кореновском районе. Но и это еще не все: мой родной дядя Иван Антонович Малюк 25 лет руководил кирпичным заводом в станице Пластуновской. И конечно, самым главным желанием было найти кирпичи, изготовленные на заводах моих прадедов. Больше интересуюсь исследовательской работой: кирпично-черепичным производством на территории Кубанской области и Черноморской губернии.Владимир Николаевич говорит, что работы в этом направлении непочатый край. Ведь раньше, до 1918 года, в состав Кубанской области и Черноморской губернии входили нынешние Краснодарский край и Республика Адыгея, почти вся Карачаево-Черкесия, запад и юго-запад Ставропольского края. А на 1913 год пришелся пик кирпично-черепичного производства: на территории Кубанской области и Черноморской губернии существовало более 700 заводов! Из них на сегодняшний день наш собеседник знает более 450 кирпичезаводчиков.
— Интересуюсь только глиняными кирпичами, которые изготовлены вручную. Первый кирпичик мне подарили с клеймом «Артель имени Сталина». В моей коллекции это достаточно ценный экземпляр, но имеется и много других интересных. Например, есть кирпич-сырец, или необожженный глиняный кирпич, на котором какой-то рабочий нацарапал фразу: «Кто меня ни знает, тот дурак». Еще есть образец, изготовленный на кирпичном заводе в станице Усть-Лабинской в мае 1945 года. На нем надпись на немецком языке.Лапы птиц и животных
Квест по поиску необычных кирпичей уже стал для Владимира Николаевича привычным делом. Ветхая постройка, заброшенное здание или место, где раньше располагался кирпичный завод или старый дом, — вот основные источники для пополнения коллекции. Здесь можно обнаружить уцелевшие материалы прошлых веков. Но перед этим предстоит большая исследовательская работа, встречи с известными коллекционерами стройматериалов. Среди них один из самых популярных в России коллекционеров из Санкт-Петербурга Владимир Смирнов. В его каталоге 2387 кирпичей как из России, так и из-за рубежа.
— У меня много кирпичей, на которых сохранились различные отпечатки: пальцы мастеров, их изготовивших, лапы птиц и разных животных. По кирпичам можно проследить, кто владел тем или иным заводом, когда он работал, подробно узнать его историю. Клеймо в те времена играло очень важную роль: это был единственный способ выяснить производителя качественного кирпича,В это сложно поверить, но стоимость некоторых подобных кирпичей сегодня достигает несколько десятков тысяч рублей! Однако занимается этим делом Владимир Малюк не ради прибыли. Ему интересна сама «охота», а также история родного края, ведь благодаря этому хобби он может узнавать малоизвестные факты о развитии промышленности на Кубани.
Владимир Малюк в своей брошюре «Кирпично-черепичное производство на территории Кубанской области и Черноморской губернии» отмечает, что во второй половине 1840-х гг. в кирпичном производстве Российской империи произошла крупномасштабная реформа. Судя по некоторым упоминаниям, она была связана с тем, что сам император Николай I стал свидетелем плохого качества кирпича на одной из казенных строек. По велению императора в 1846 году была собрана специальная «Комиссия по начертанию правил для выделки кирпича» при Инженерном департаменте Военного министерства, включавшая в себя чиновников министерства, в т.ч. ведущих российских архитекторов — В.П. Стасова, К.А. Тона, А.И. Штакеншнейдера и происходившего из казаков-черноморцев академика Санкт-Петербургской Академии художеств генерал-майора Ивана Дионисовича Черника.
В пункте 21 «Правил», которые были утверждены 175 лет назад, 24 января 1847 г., было обозначено: «На каждом кирпиче должно быть непременно клеймо того завода, на котором он выделан. Клеймо выжимают на сырце при формировании его или во время сушки».
Текст: Зара Хушт