Только ручная работа

Экспозиция Владимира Малюка разместилась в гараже.

— Причин для коллекционирования кирпичей немало, — рассказывает архитектор. — Два моих прадеда в начале XX века владели кирпичными заводами, один из которых до сих пор работает в Кореновском районе. Но и это еще не все: мой родной дядя Иван Антонович Малюк 25 лет руководил кирпичным заводом в станице Пластуновской. И конечно, самым главным желанием было найти кирпичи, изготовленные на заводах моих прадедов. Больше интересуюсь исследовательской работой: кирпично-черепичным производством на территории Кубанской области и Черноморской губернии.

Владимир Николаевич говорит, что работы в этом направлении непочатый край. Ведь раньше, до 1918 года, в состав Кубанской области и Черноморской губернии входили нынешние Краснодарский край и Республика Адыгея, почти вся Карачаево-Черкесия, запад и юго-запад Ставропольского края. А на 1913 год пришелся пик кирпично-черепичного производства: на территории Кубанской области и Черноморской губернии  существовало более 700 заводов! Из них на сегодняшний день наш собеседник знает более 450 кирпичезаводчиков.

— Интересуюсь только глиняными кирпичами, которые изготовлены вручную. Первый кирпичик мне подарили с клеймом «Артель имени Сталина». В моей коллекции это  достаточно ценный экземпляр, но имеется и много других интересных. Например, есть кирпич-сырец, или необожженный глиняный кирпич, на котором какой-то рабочий нацарапал фразу: «Кто меня ни знает, тот дурак». Еще есть образец, изготовленный на кирпичном заводе в станице Усть-Лабинской в мае 1945 года. На нем надпись на немецком языке.

Лапы птиц и животных

Квест по поиску необычных кирпичей уже стал для Владимира Николаевича привычным делом. Ветхая постройка, заброшенное здание или место, где раньше располагался  кирпичный завод или старый дом, — вот основные источники для пополнения коллекции. Здесь можно обнаружить уцелевшие материалы прошлых веков. Но перед этим предстоит большая исследовательская работа, встречи с известными коллекционерами стройматериалов. Среди них один из самых популярных в России коллекционеров  из Санкт-Петербурга Владимир Смирнов. В его каталоге 2387 кирпичей как из России, так и из-за рубежа.

— У меня много кирпичей, на которых сохранились различные отпечатки: пальцы мастеров, их изготовивших, лапы птиц и разных животных. По кирпичам можно проследить, кто владел тем или иным заводом, когда он работал, подробно узнать его историю. Клеймо в те времена играло очень важную роль: это был единственный способ выяснить производителя качественного кирпича,
— подчеркивает Владимир Малюк.

В это сложно поверить, но стоимость некоторых подобных кирпичей сегодня достигает несколько десятков тысяч рублей! Однако занимается этим делом Владимир Малюк не ради прибыли. Ему интересна сама «охота», а также история родного края, ведь благодаря этому хобби он может узнавать малоизвестные факты о развитии промышленности на Кубани.

Владимир Малюк в своей брошюре «Кирпично-черепичное производство на территории Кубанской области и Черноморской губернии» отмечает, что во второй половине 1840-х гг. в кирпичном производстве Российской империи произошла крупномасштабная реформа. Судя по некоторым упоминаниям, она была связана с тем, что сам император Николай I стал свидетелем плохого качества кирпича на одной из казенных строек. По велению императора в 1846 году была собрана специальная «Комиссия по начертанию правил для выделки кирпича» при Инженерном департаменте Военного министерства, включавшая в себя чиновников министерства, в т.ч. ведущих российских архитекторов — В.П. Стасова, К.А. Тона, А.И. Штакеншнейдера и происходившего из казаков-черноморцев академика Санкт-Петербургской Академии художеств генерал-майора Ивана Дионисовича Черника.

В пункте 21 «Правил», которые были утверждены 175 лет назад, 24 января 1847 г., было обозначено: «На каждом кирпиче должно быть непременно клеймо того завода, на котором он выделан. Клеймо выжимают на сырце при формировании его или во время сушки».  

Текст: Зара Хушт