
Все чаще с началом учебного года высказывание, вынесенное в заголовок, слышат все родители, в том числе приемные и опекуны. Последние иногда в отчаянии приходят к специалистам городского управления по вопросам семьи и детства с просьбой о помощи. А между строк их рассказов читается общая мысль: «Мы столько в него вложили, а отдачи нет. Неужели так и вырастет лентяем, как его кровные родители?..»
Относиться как к вызову, а не как к трудностям
Конечно же, можно винить во всем наследственные факторы, ту среду, из которой вышел ребенок, а можно заинтересовать школьника, найти нужные именно ему слова и подход. Каждый замещающий, да и кровный родитель, заинтересован, чтобы его ребенок с радостью и интересом учился, мог использовать полученные знания в дальнейшем. В современных условиях дети зачастую не имеют интереса и желания к обучению.
— Побудить ребенка к обучению, мотивировать — одна из задач родителя. Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя является более естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения, это получение удовольствия от занятий. Важно уделить внимание именно ей. Если школьнику не нравится что-то делать, то никакие подталкивания, подкупы или угрозы не смогут заставить его получать от этого удовольствие,
Мотивация — это процесс. Нельзя ожидать, что сегодня мы подумали, а завтра у нас все получилось. Для начала нужно выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться, пробелы в знаниях или ошибки воспитательного характера. Родители часто говорят детям о том, что «не будешь учиться — станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенку трудно представить, как сложится его жизнь через несколько лет, когда он будет взрослым, его интересует ближайшая перспектива.
— Родители стараются всеми силами взращивать в ребенке чувство ответственности, контролировать, диктовать условия, а порой и шантажировать. К сожалению, все эти способы не приносят должных результатов, а порой могут дать совершенно обратный результат,
Как можно активировать мотивацию сына или дочери к учебе? Предлагаем вниманию взрослых некоторые рекомендации:
- — показать ребенку, что изучение нового материала — это весело и познавательно;
- — познакомить с различными способами выполнения заданий;
- — позволить выбирать занятия в соответствии с интересами ребенка;
- — отмечать успехи школьника;
- — оказывать поддержку, давать конструктивную обратную связь;
- — помочь ребенку научиться относиться к проблеме как к вызову, а не как к трудности.
Факторы, влияющие на мотивацию обучения
Первый: эмоциональный компонент мотивации. Это переживания школьников в процессе учебы. В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней. Например, если с одноклассниками и учителями сложились хорошие отношения, если ребенок задействован в жизни классного коллектива и школы.
Но далеко не всегда эмоции позитивные. Замещающие родители рассказывают о том, как дети серьезно относятся к высказываниям учителей в свой адрес: «Мы были на плановом приеме у врача, дочь опоздала на один урок. Учитель был предупрежден, однако забыл об этом. Дочь подошла ко второму уроку, на что учитель в негативной форме отреагировала на опоздание. После этого девочка думала только о словах педагога, чувствовала себя подавленной. Ни о каком усвоении учебного материала и речи не шло».
— Услышав неприятные слова в свой адрес, ребенок может затаить обиду, а также чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу, свою обиду он переносит и на предмет, который он преподает,
В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, что может консервировать конфликт и связанные с ним сложности. Родителю необходимо говорить с ребенком о прошедшем дне, побуждать к высказываниям, рассматривать ситуации с разных сторон, учить менять отношение к происходящему.
Второй: самостоятельность. Это необходимое условие внутренней мотивации. Когда школьники не находятся под постоянным контролем, могут демонстрировать более высокую успеваемость, лучше усваивают материал и дольше помнят его. Чтобы эффективно мотивировать ребенка учиться хорошо, важно вдохновлять, а не контролировать. Лучший способ — показать школьнику преимущества и интересные стороны самого занятия, как можно получать от этого удовольствие.
Третий: похвала. Важный моментв формировании мотивации. Многие родители почему-то думают, что, хваля отпрыска, они его испортят. Поощрять ребенка словом за достигнутые результаты в обучении, даже незначительные, значит повышать его мотивацию. В процессе обучения родителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций у школьника.
Четвертый: понимание смысла обучения. Психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников успехи в учебной деятельности возрастают, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание.
— Смысл учения, его значимость являются основной мотивационной составляющей личности учащегося. Можно спросить у ребенка, в чем смысл обучения, а затем помочь сформулировать цель вместе с ним,
Пятый: завышенные требования и ожидания от ребенка. Родители стремятся отдать чадо в лучшую школу, записывают на различные секции, иногда даже не спрашивая его мнения. Конечно же, все делается во благо школьника и из светлых побуждений, но все же стоит узнать мнение ребенка, может, ему тяжело осваивать школьную программу и множество разнонаправленных кружков. Возможно, дело вовсе не в лени, как могут думать взрослые.
Из личного опыта
Приемные родители в беседах со специалистами управления делятся своим опытом повышения мотивации детей.
Анна Ивановна, приемный родитель Ольги (8 лет): «Дочери было рекомендовано заниматься плаванием. Занятия вроде как ей нравились, однако элемент системности явно не приносил ей удовольствия. Зная мечту дочери побывать в космосе, я предложила представить, что плавание похоже на пребывание в безвоздушном пространстве, и, тренируясь, девочка уже сейчас, с каждой тренировкой, приближает свою мечту. Дочери понравилась такая метафора, и она стала более позитивно относиться к тренировкам».
Марина Викторовна, опекун Павла (11 лет): «Сын посещает секцию по айкидо. Мы с мужем переживали, что он не справится одновременно со школьной программой и тренировками, ведь учеба дается ему с трудом. Нам очень повезло с тренером, он нашел подход к Павлику. Тренер интересуется его школьной успеваемостью. Ребенок стал более собранным, активным, проявляет интерес к окружающему миру в целом, стал лучше учиться».
Компетентно
Татьяна Брагина, заместитель начальника управления по вопросам семьи и детства:
— Школьные годы — целая эпоха для ребенка, очень важный период в его жизни, да и в жизни всей семьи. Именно в этот период родитель может стать другом и напарником своему ребенку, а не только контролирующим взрослым. Он может искренне интересоваться тем, что изучил ребенок в школе, а не только его оценками, делиться опытом, как сам преодолевал сложности в учебе, говорить о своих неудачах и страхах, собственном пути успеха. Совместно с ребенком искать, в чем заключается его потенциал. Пробовать раскрывать таланты, давать возможность ребенку проявить себя. Показывать собственным примером, что в жизни можно постоянно учиться чему-то новому и интересному. Не забывать о том, что ни в коем случае нельзя унижать и оскорблять ребенка. Оценку можно исправить, а вот отношения — не всегда. Период обучения закончится, а отношения между ребенком и родителем могут разрушиться.Материал подготовила Наталья Галацан