А ведь еще в начале 90-х трамвай готовы были списать в утиль — решили заменить его более маневренными троллейбусами и автобусами.

Тогда во многих городах, наших и зарубежных, рельсы закатывали в асфальт, а трамвайную инфраструктуру демонтировали. В нашем городе, к счастью, этого не произошло, а вскоре наступил ренессанс трамвайного движения.

Оказалось, что старичок-трамвай — единственный вид транспорта, которому не страшны дорожные пробки. Краснодарские транспортники мудро стремились пустить трамвай по своей, отдельной рельсовой колее, и в нашем городе это происходит уже 121 год, с декабря 1900 года.

К тому же самый популярный транспорт может быть и вполне комфортным: больше горожан теперь могут ехать по привычному маршруту в новых вагонах с кондиционером и wi-fi.

В рамках краевой госпрограммы социально-экономического и инновационного развития региона за последние годы уже обновили 70 трамваев, в этом году — еще 33.

Евгений Первышов, мэр Краснодара:

— По ул. Московской при поддержке губернатора мы реализуем проект по строительству трамвайной линии. Еще два, которыми тоже занимаемся, — это трамвайные маршруты в два крупных микрорайона — Восточно-Кругликовский и Гидростроителей. Это короткая перспектива, три-пять лет. Все ресурсы, которые нужны для реализации проектов, будем предоставлять».

К слову, примерная стоимость проекта «Магистраль» — более 23 млрд руб. Экономический эффект от реализации — порядка 303 млн руб. в год.

Наш город разрастается, новые микрорайоны с плотной многоэтажной застройкой возводятся все дальше от трамвайных маршрутов, поэтому их давно пора продлевать. В этом году после многолетнего перерыва это вновь стали делать. По поручению главы города Евгения Первышова уже идет проектирование трамвайных линий в микрорайоны Восточно-Кругликовский и Гидростроителей. По остальным районам — разработка проектов планировки территорий и резервирование земельных участков.

— Основной задачей проекта «Магистраль» является строительство новых трамвайных линий, что позволит создать единую систему и обеспечить транспортную доступность отдаленных микрорайонов, — рассказали в городском департаменте транспорта и дорожного хозяйства. Там же проинформировали об основных параметрах каждого из новых маршрутов.

В микрорайон Гидростроителей

Пройдет по ул. Мачуги до ул. Снесарева, с устройством разворотного кольца. Прогнозируемый пассажиропоток — 6,8 млн человек в год. Цена вопроса — 3,2 млрд руб., сюда вошли проектные и строительно-монтажные работы, а также изъятие земельных участков и объектов капстроительства.

В результате протянут 5 км трамвайного полотна, установят 6 посадочных площадок и разворотное кольцо. На проектирование предусмотрен год, потом еще 5 месяцев — госэкспертиза.

В Восточно-Кругликовский

— Планируется два первоочередных направления — в микрорайон Гидростроителей и Восточно-Кругликовский. Заказчиком и проектирования, и строительства выступит администрация города. Для краевого центра важны оба направления, но приоритетной я считаю трамвайную ветку в Восточно-Кругликовский. Огромный район, дороги не справляются — трамвай туда нужен в первую очередь, — убежден директор МУП «КТТУ» Александр Грачев. Этот маршрут планируют строить по ул. Красных Зорь — от Достоевского до Домбайской, с устройством разворотного кольца. Прогнозируемый пассажиропоток составит более 7,5 млн пассажиров в год. Стоимость — 5 млрд руб., протяженность — 9,5 км трамвайного полотна, плюс 14 посадочных площадок и разворотное кольцо.

Путь — в пос. Плодородный

Следующим этапом станет продление ветки в район пос. Плодородного. Она пройдет по ул. Героев-разведчиков, 40-летия Победы до ул. Багряной, с обустройством разворотного кольца. Протяженность линии — более 9 км, пассажиропоток — более 8,3 млн человек в год, цена вопроса — около 2 млрд.

— С одной стороны — прекрасно, что планировать ветки и инфраструктуру стали заранее, до застройки района, ведь через 5 лет Плодородный будет плотно заселен, и важно застолбить участки уже сейчас, — рассуждает краснодарский урбанист Мирослав Валькович. — С другой стороны, неясно, почему не продлить ветку с кольца на Домбайской либо по ул. им. Петра Метальникова до поселка Российского, который уже застроен, но при этом имеет минимальный доступ к общественному транспорту. Лично мое мнение: следующим после Восточно-Кругликовского и ГМР должно быть продление ветки до улицы Комарова, тем более что поля там пока еще не застроены. И в Генеральном плане Краснодара все это есть.

Рельсы шагнули за Солнечную

О том, как строится трамвайная линия по Московской, рассказал директор МУП «КТТУ» Александр Грачев:

— Сейчас продолжается вынос коммуникаций и подготовка основания для укладки нового трамвайного пути. Ставим опоры, тянем контактную сеть силового кабеля к тяговой подстанции. Конечно, непогода, ливневые дожди вносят свои коррективы в график: заливает котлован, и приходится откачивать воду. Дожди мешают и строительству двух пешеходных переходов — через улицы Петра Метальникова и Московскую, тоже приходится откачивать воду, ждать, когда подсохнет основание, прежде чем укладывать подушку. Но мы будем стараться делать все, чтобы сдать трамвайный путь в указанный срок — до конца этого года. Линия не самая длинная, но очень важная, к тому же это начало большого обновления трамвайных магистралей. Стоимость работ — более 913 млн руб. Пассажиропоток — 2,8 млн человек в год.

В перспективе ее планируют продлить до Баскет-холла, а значит, связать трамвайную сеть с ул. Дзержинского. Протяженность этой трамвайной ветки составит 10,8 км. Ожидаемый пассажиропоток — 2,6 млн пассажиров год. Стоимость строительства — 2,1 млрд руб.

На последнем этапе проекта «Магистраль» — маршрут от Баскет-холла до Немецкой деревни. И тогда трамвай приедет к новоселам ближнего Западного обхода. Протяженность 9,4 км, в год будет перевозить 3,2 млн пассажиров. Цена вопроса — примерно1,9 млрд руб. вместе с проектированием.

И завершающим этапом, уже в начале 30-х годов, запланировано строительство линии от Немецкой деревни до Западного трамвайного депо. Протяженность ее самая длинная — 14,6 км, ежегодно по ней планируют провозить 5 млн человек. Примерная стоимость — 2,9 млрд руб.

По тем участкам, которые хотят построить до 2030 года, Евгений Первышов поручил департаменту муниципальной собственности и городских земель вместе с департаментом архитектуры и градостроительства начать разработку проектов планировки и резервирование земельных участков. Главное — в городе меняется сама идеология транспортной системы. Раньше привычно считали пропускную способность: сколько машин за энное время способна пропустить дорога. А сейчас за основу взята провозная способность: считаем число не машин, а пассажиров.

Этапы стального пути

I этап (2022-2025 гг.):

— строительство трамвайной линии в юго-восточную часть города — микрорайон Гидростроителей по ул. Мачуги от Трамвайной и далее по улицам Автолюбителей, им. Невкипелого до ул. Снесарева, с устройством разворотного кольца;

— строительство трамвайной линии в северо-восточную часть Краснодара — микрорайон Восточно-Кругликовский — по ул. Красных Зорь от ул. Достоевского, далее по улицам Российской, Жлобы, Восточно-Кругликовской, им. 40-летия Победы, Героев-разведчиков до ул. Домбайской, с устройством разворотного кольца.

II этап (2025-2030 гг.):

— развитие транспортной системы Восточно-Кругликовского микрорайона: продление трамвайной ветки в район поселка Плодородного от ул. Героев-разведчиков по ул. 40-летия Победы до ул. Багряной, с обустройством разворотного кольца. Строительство трамвайно-троллейбусного депо площадью 12,5 га.

III этап (2030-2034 гг.):

— продление трамвайной линии от пересечения ул. Московской и ул. Петра Метальникова до территории СК «Баскет-холл»;

— строительство трамвайной линии от СК «Баскет-холл» до микрорайона Немецкая деревня;

— строительство трамвайной линии от микрорайона Немецкая деревня по ул. Западный Обход, ул. Красных Партизан до Западного трамвайного депо, расположенного
по ул. Толбухина.

Проектом «Магистраль» планируется развитие трамвайной сети на 6 участках с увеличением протяженности трамвайных линий на 64 км и пассажиропотока до 36,1 млн в год. А с учетом потенциальной застройки — до 60 млн пассажиров в год.

Урбанист Аркадий Гершман:

— Краснодарский трамвай — это пример умного отношения к магистральному виду транспорта. Его не развалили, поддерживают в нормальном состоянии и даже обновляют. В плане удобства и скорости все любят вспоминать московское метро, где ты не зависишь от пробок и не будешь ждать больше пяти минут. В Краснодаре такая же ситуация с трамваем. И это шикарно. При этом качество путей в Краснодаре выше, чем в Москве, несмотря на абсолютно разные бюджеты. У вас в городе очень хорошая трамвайная культура, ну, и сам факт, что трамвай окупается, говорит о многом. Трамваи стоят дорого, но при этом ездят десятилетиями. Да, краснодарский трамвай — это приятный феномен в общероссийской картине.

16 маршрутов включает в себя трамвайная сеть Краснодара сейчас, их протяженность — 123 км. На трамвай ежегодно приходится более 51% от общего объема пассажирских перевозок.