У контрольно-счетных палат на местах появляются дополнительные полномочия. 24 сентября в Краснодаре собрались представители контрольно-счетных органов 24 регионов, чтобы обсудить новшества, которые в их работу принесут изменения к ФЗ №6 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов и муниципальных образований».
Новые полномочия — новые задачи
Институт контрольно-счетных органов развивался постепенно, и сейчас палатам муниципалитетов и регионов предстоит новый этап, ведь изменения в федеральный закон существенно добавили полномочий. Среди главных новых задач — стратегический аудит. То есть мониторинг социально-экономических стратегий, нацпроектов, программ, как исполняются на практике заявленные в них цели.
Для успешной реализации появившихся полномочий самим аудиторам необходимо решить ряд задач: подготовка, отбор и обучение кадров, выработка общих методик и единых стандартов проведения аудита.
Руководитель Союза муниципальных контрольно-счетных органов Владимир Астафьев отметил, что Краснодар не случайно выбран местом проведения важной дискуссии. Во-первых, на Кубани растут доходы бюджета. А во-вторых, здесь есть чему поучиться у контрольно-счетных палат как региона, так и краевого центра.
Вместе ищем резервы доходов
С приветственным словом обратилась председатель городской Думы Вера Галушко. Она отметила важную роль Контрольно-счетной палаты Краснодара. Так, свои решения депутаты принимают обязательно с учетом ее рекомендаций.
— Сегодня мы находимся на этапе именно развития и совершенствования системы, поскольку она состоялась, устоялась, заняла достойное и прочное место в структуре органов местного самоуправления. Контрольно-счетная палата Краснодара создана в 2010 году, и первые же месяцы ее работы подтвердили необходимость существования подобного органа.
Полностью оправдались наши надежды на то, что деятельность палаты позволит оптимизировать расходы муниципального бюджета, усилить контроль за исполнением федерального и регионального законодательства, целевым использованием бюджетных средств, выполнением муниципальных и краевых программ, повысить в целом качество и прозрачность бюджетного процесса. А еще важно, что работа контрольно-счетной палаты способствует поиску резервов для увеличения доходной части бюджета, — подчеркнула председатель городской Думы Краснодара.
Цель одна — интересы жителей
В начале пленарного заседания о взаимодействии с Контрольно-счетной палатой Краснодарского края рассказал вице-губернатор Игорь Галась:
— Оно позволяет выстраивать более эффективную финансово-бюджетную систему. Это очень важно для региона, в котором краевой бюджет составляет 320 млрд рублей. Очень важно сокращать неэффективные расходы и повышать своевременность освоения средств. В регионе удалось увеличить долю расходов капитального характера, то есть бюджета развития.
Заинтересована краевая власть и в результативной работе муниципальных контрольно-счетных органов, когда речь идет о консолидированном бюджете региона. Из краевого бюджета муниципалитетам было предоставлено более 80 субсидий. И на особом контроле находится эффективность расходования средств, которые направляются в рамках нацпроектов.
И. о. главы администрации Краснодара Евгений Наумов отметил значимость взаимодействия с муниципальной контрольно-счетной палатой:
— Принимать такой представительный форум для Краснодара — престижно и почетно. К нам приехали представители контрольно-счетных палат из 24 регионов страны. Ваша работа важна для муниципалитетов и региональных органов власти. В Краснодаре мы работаем с городской палатой в постоянном контакте, и по-другому быть не может. Ведь цель у нас одна: чтобы бюджет максимально наполнялся и расходовался в интересах жителей.
Внутренние задачи для внешнего контроля
Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты России Евгений Лисютин и заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Наталья Романец напомнили о самых важных этапах системы внешнего контроля в стране. На Кубани она выстраивалась фактически с нуля, и начинал это дело первый руководитель Контрольно-счетной палаты региона Николай Панченко. Продолжил строительство системы Юрий Агафонов.
Счетная палата РФ, КСП регионов действуют давно, но базовый закон был принят только в 2011 году. Он стал основой, которая позволила системе внешнего контроля уверенно развиваться. А принятые в этом году изменения в ФЗ-6 значительно расширяют полномочия контрольно-счетных органов муниципалитетов и делают их более независимыми.
Сегодня возрастает роль именно муниципальных контрольно-счетных органов, на этом заострил внимание председатель Совета Союза муниципальных КСО Владимир Катренко. Ведь как раз муниципальные палаты осуществляют внешний контроль практически двух третей консолидированного бюджета страны. И примером работы, а также наставником для многих является КСП Краснодара.
Контрольно-счетные органы должны шагать в ногу со временем. А это и уровень профессиональной компетенции, и владение современными технологиями. В наше время ни одна сфера не обходится без применения современных цифровых инструментов. Цифровизация аудита для системы внешнего финансового контроля — насущная потребность. К этому подтолкнула и жизнь: из-за работы в условиях пандемии Счетная Палата РФ стала активнее проводить проверки в онлайн-режиме. А обновленный закон закрепил право контрольно-счетных органов иметь постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам.
Людмила Балашева в Союзе МКСО возглавляет комиссию по перспективному планированию деятельности и формированию муниципальных контрольно-счетных органов. Она рассказала о возможностях, которые предоставляют муниципальным палатам изменения в ФЗ №6.
Наделение палат правом юрлица позволит наиболее полно раскрыть принцип независимости органов внешнего контроля, даст функции выступать заказчиком. Вместе с повышением статуса ужесточаются и требования к председателю, заместителю и аудиторам, что означает более жесткий отбор претендентов. Постоянный доступ к информационным системам государственных и муниципальных органов власти очень важен для аудиторов, но эта возможность повышает и требование к их информационной безопасности и защищенности.
Наиболее важное полномочие — это стратегический аудит. Ведь сегодня стратегии социально-экономического развития, нацпроекты и социальные программы играют важную роль в жизни общества. И теперь контрольно-счетные органы будут анализировать главное: насколько достигнуты обозначенные в них цели. «Для нас это очень значимое изменение в законе», — подчеркнула Людмила Балашева.
В этом направлении хороший опыт наработан в Челябинской области. Заместитель председателя региональной палаты Юрий Подшивалов охотно им поделился. Ключевыми звеньями стратегического аудита является анализ достигнутых целевых показателей, их влияния на социально-экономическое развитие, открытости органов власти и аудит инноваций. При этом нужен и новый формат самого аудитора: это не только руководитель, финансист, бухгалтер, юрист, но еще и специалист, обладающий креативным мышлением и навыком системного анализа.
Материал подготовила Ирина Груба