
Знакомые совсем истории
Наверное, каждый из нас сталкивался с обычными ситуациями, на которые мы порой не обращаем внимания, а они нам потом нередко аукаются.
История первая
Тихий воскресный вечер. Ты играешь с детьми, или сидишь в театре, или принимаешь душ. Телефонный звонок: «Алло, Светлана? (Мария, Анастасия и т.д.) Это вас из банка беспокоят». Далее следует название банка, в котором у тебя, например, зарплатный проект либо кредит, поэтому на фразу «Вы можете говорить?» ты отвечаешь «да».
А дальше менеджер на том конце провода начинает радостно грузить тебя очередными коммерческими предложениями, не имеющими никакого отношения ни к зарплатному проекту, ни к твоему кредиту. Ты отвечаешь: «Девушка, вы злоупотребляете моим доверием. Допустим, я торгую колготками. А давайте я вам начну по воскресным вечерам названивать, рекламируя свой товар?»
История вторая
Вместе с коллегой заходим в банк узнать о процентах по потребительскому кредиту. Менеджер требует паспорт, начинает сканировать документы, подсовывает бланк согласия на обработку персональных данных.
— А вот мы сейчас уже сделаем запрос, и я вам тогда сразу скажу, какие у нас проценты, — радостно сообщает менеджер. Оформляется еще куча каких-то бумаг. Ждем. Через полчаса приходит отказ.
Вроде бы ничего страшного. Но! Твои документы отсканированы и уже находятся в базе данных банка, хотя никакого кредита ты здесь пока еще не брал и, может быть, и не будешь брать.
Умейте отказываться
Где та грань, за которую выходят кредитные учреждения, когда ты даешь согласие на обработку своих персональных данных? Нет ее!
Казалось бы, здесь все очень просто. Есть 152-ФЗ, в соответствии с которым персональные данные подлежат защите, а их оператор (в данном случае банк) несет ответственность за разглашение этих сведений без согласия субъекта персональных данных или его представителя, за невыполнение требований об уточнении, блокировке, уничтожении данных, а также в ряде других случаев. Но так гладко все выглядит только на бумаге…
— Об этом очень много говорится, кучу бумаг мы везде подписываем. Но мало кто может защитить свои права реально, если они начинают ущемляться, — комментирует «Краснодарским известиям» кредитный юрист Татьяна Князюк.
— Не бойтесь написать отказ на обработку ваших персональных данных, если предполагаете, что могут быть злоупотребления. Я была свидетелем, когда клиент отказался давать свое согласие на обработку персональных данных, но его все равно обслужили. Мы просто подписываем эти бумаги не задумываясь.
В моей личной практике было три дела, когда человек отдал свои данные в банк, ему сказали, ждите, ваша заявка обрабатывается. Потом заемщику пришел отказ. Но его данные уже остались в банке.
А кредитный инспектор потом на эти данные взяла на себя кредит. И были злоупотребления со стороны сотрудников банка. Если вам не выдали кредит, не стесняйтесь, оформите отказ на обработку ваших персональных данных.
Нередко личные данные используются без вашего согласия и при оформлении банковского кредита ваших родственников или знакомых. В анкете заемщика есть такая графа как «контактное лицо» — банк запрашивает эту информацию на случай, если заемщик перестал отвечать на телефонные звонки, пропускает платежи по кредитам, то есть «пропал».
Тогда банк начинает названивать «контактным» лицам, интересуясь, не знаете ли вы, где находится ваш друг или родственник и почему он не берет трубку. В этом случае злоупотребил вашим доверием друг или родственник, который «сливает» ваши контакты банку без вашего разрешения. Что же делать?
— Если банк начал вам названивать по поводу кредита вашего друга или знакомого, а вы ни сном ни духом, ничего не знаете — советую вам пойти в банк, написать отказ согласия на обработку своих персональных данных, и звонки прекратятся, — советует Татьяна Князюк.
— Кредитная организация в течение определенного времени рассматривает это заявление и прекращает обработку персональных данных: удаляет их из базы.
Сами виноваты
Иногда мне кажется, что бороться за сохранение своих личных данных так же бесполезно, как и сражаться с ветряными мельницами. Мы сами частенько выплескиваем информацию о себе на всех перекрестках: в гипермаркетах — чтобы получить дисконтную карту, чекинимся в соцсетях — чтобы сообщить о каждом своем передвижении, делаем покупки в интернете, не заводя для этого специальную карту.
А потом хотим какой-то приватности. Но «большой брат» все равно следит за тобой. Вот смотрите, куда идут дальше технологии — в Китае, например, на каждого гражданина уже составляется личный рейтинг на основе персональных данных. Твоя личная территория с каждым днем уменьшается. Ничего не скроешь.
А как у них?
В Китае активно внедряется система социального рейтинга — Social Credit Score (или SCS), где работа с персональными данными гражданина помогает государству определять его статус. Эта услуга станет полностью доступна к 2020 году.
Система будет определять позицию гражданина, отслеживая его социальное поведение: как он тратит деньги, регулярно ли оплачивает счета, даже то, как он взаимодействует с другими людьми.
Так, по данным надзорного органа, за прошедший 2018 год 17,5 млн человек были лишены права осуществлять перелеты внутренними авиакомпаниями, а еще 5,5 млн граждан не смогли купить билеты даже на поезд.
Как свести к минимуму риск использования ваших персональных данных? Есть несколько простых правил.
1. Не выкладывайте в интернет копии своих документов. Мы нередко публикуем копии в соцсетях, пересылаем их через файлобменники, выкладываем даже сканы банковских карт. Все эти документы становятся доступны мошенникам.
2. Не оставляйте копии своего паспорта даже своим родственникам или друзьям. Кто знает, как они могут этими данными распорядиться? Фраза «у меня паспорт всегда под рукой» может сыграть с вами злую шутку. Лучше доставать его как можно реже.
3. Не пользуйтесь помощью сомнительных лиц или организаций. Как часто на столбах мы видим рекламу: «Поможем избавиться от долгов» — нередко это всего лишь замануха, чтобы обчистить вас с ног до головы. Если возникла эта проблема, обращайтесь только в проверенные организации.
4. Используйте процедуру отзыва своего согласия на обработку своих персональных данных.
5. Не раскрывайте в соцсетях свои личные данные — те же коллекторы, которые «работают» с вашими знакомыми, могут добраться и до вас.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.