По Генплану 1972 года Тургеневский мост разрабатывался как переход на левый берег Кубани, где был спроектирован новый большой микрорайон краевого центра на 200 тыс. жителей. Город таким образом хотели расширить, а набережную — обустроить с двух сторон, сделав реку частью городской территории,

— вспоминает главный архитектор края в 1980-х Анатолий Мокроусов.

Планировали, что это будет крупный левобережный район, на 5 тыс. га с выходом к Шапсугскому водохранилищу. И мост (именно поэтому он такой широкий) должен был стать частью скоростной магистрали. Ее проектировали от аэропорта — на улице Уральской (ее тоже должны были вдвое расширить) — по ул. Северной, которая за счет корректировок красных линий местами доходила до 120 м. По центру протяженной магистрали планировали запустить скоростной трамвай: по мосту — в новый левобережный район! Был такой грандиозный проект, который, к сожалению, осуществился лишь фрагментарно.

О сложностях возведения этого объекта в период развитого социализма рассказал нашей газете заслуженный строитель России Леонид Кутаков, возглавлявший в то время стройфирму «Краснодаравтомост». Именно он стал отцом этого моста в том виде, каким мы знаем его сегодня. Оказывается, по проекту, разработанному институтом «Тбилгипроавтодортранс», мост мог быть значительно короче, с широкими земляными насыпями на подъездах к нему.

Взяли проект, выехали на место. Думаем: да нельзя так строить! Город будет развиваться, уже планировалось строительство большого микрорайона, а тут — насыпь, которая не позволит ни коммуникации проложить, ни проезды устроить. И тогда мы сами запроектировали подъездную часть моста, эстакаду в том виде, какая есть сегодня. И самое важное — смогли уложиться в сметную стоимость (мост-то строился на федеральные средства).

Кстати, их тоже сумел выбить тогдашний председатель горисполкома Виктор Артюшков: убедил Москву, что Яблоновский мост дышит на ладан и срочно нужен новый переход через Кубань. Как в воду глядел!

— сказал Леонид Кутаков.

Материал подготовила Марина Аванесова.