Должник должнику рознь


С течением времени проблема неплатежей за жилищно-коммунальные услуги не только не теряет своей остроты, но и набирает обороты. Несвоевременная оплата ЖКУ ставит под угрозу нормальное жизнеобеспечение города и не позволяет проводить по плану многие ремонтные работы.

Получается, что страдают от этого не только компании, предоставляющие нам свет, газ, тепло и воду, но и добросовестные плательщики. Должников же задержки платежей могут привести к начислению пеней, отключению горячей воды, газа, электричества и обращению в суд за взысканием долга.

Также злостных неплательщиков в некоторых случаях может постичь участь выселения из квартиры.

Для остроты ситуации: более 800 млн руб. должны жители многоквартирных домов своей управляющей компании «ГУК-Краснодар». А вместе с текущими начислениями — еще больше. И это не считая других управляющих компаний, которых в городе насчитывается более 200, — их количество с введением в эксплуатацию жилых комплексов только растет. Плюс сотни товариществ собственников жилья.

В отделе по работе с задолженностью «ГУККраснодар» нам пояснили, что если собственники идут навстречу, прорабатывается вопрос постепенного погашения долга.

Однако когда собственник не реагирует на уведомления и не принимает меры, чтобы погашать суммы хотя бы частями, с него спрашивают по всей строгости закона.

«Очень много собственников после получения уведомлений приходят к нам за заключением соглашений. К примеру, на сегодня мы заключили с собственниками около 300 соглашений о рассрочке платежей. 30 тыс. уведомлений разослали собственникам.

Около 1 тыс. материалов готовятся в суды. На взыскание у приставов — 220 млн руб. Более 5 тыс. банковских карт злостных неплательщиков заблокировано по решению суда. Вообще должник должнику рознь.

В большинстве своем все зависит от долга. В основном очень эффективно на собственников, у которых долг накопился до шести месяцев, действуют уведомления. В них предупреждаем, что необходимо погасить задолженность во избежание обращения в суд.

Если мы говорим о злостных неплательщиках, то только обращаемся в суд. Другие меры, такие как ограничение в подаче электроэнергии или воды, канализование, тоже «работают», — подчеркивает заместитель начальника отдела по работе с задолженностью самой крупной управляющей компании Лия Казанская.

Где ты, собственник?

Тема должников актуальна и для небольших управляющих компаний. В новостройках, где многие собственники не живут в квартирах, есть свои проблемы.

— Многие собственники даже не понимают, что нужно платить за содержание и ремонт общего имущества, за отопление, даже если квартира пустует, — говорит директор управляющей компании «Москва» Владимир Набатников.

— Это большая проблема для новостроек. Люди не понимают, почему они должны платить за ЖКУ, если в квартиру еще не въехали и не то что лифтом, вообще ничем в доме не пользуются. А между тем у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности.

Если в квартире никто не живет и там установлены счетчики, то вы и не будете платить за воду, свет и т. п. Но с общим имуществом ситуация другая: дом, в котором находится ваша квартира, в любом случае надо обслуживать и убирать.

Есть и другая, не менее острая проблема, которую отмечает Владимир Набатников. Это когда собственник приобрел квартиру, но в ней не прописан. Соответственно нет постоянного адреса его места проживания. Как ему вручить уведомление о просрочке, об ограничении электроэнергии или горячей воды?

«Тех собственников, которые не живут в своих квартирах, не очень-то и беспокоит, что в квартиру не подается электричество или вода. Поэтому я вижу выход из сложившейся ситуации, — на сегодня долг за потребленные жилищно-коммунальные услуги составляет более 3 млн руб., — только в упрощении процедуры ограничения коммунальных услуг у неплательщиков», — акцентирует внимание Владимир Набатников.

Отчаявшись получить деньги от должников, некоторые управляющие компании прибегают к блокировке труб, отвечающих за водоотведение, ограничивают канализование семьям, которые не платят за ЖКУ. И эта крайняя мера — риск, на который идут сами собственники, не считающие нужным платить долги за коммунальные услуги.

Кнут без пряника

Некоторые управляющие компании идут на разные меры, чтобы мотивировать собственников оплатить счета.

К примеру, в «ГУК — Краснодар» стартует акция. Ее суть заключается в том, что тем собственникам, которые оплатят просроченные и текущие долги до Нового года, будут списаны пени за просрочку платежей. Если речь идет о судебной пене, то вопрос будет рассматриваться в особом порядке.

Тем, кто до сих пор не платит по счетам, напомним, что в Краснодаре уже было несколько прецедентов, когда семьи выселили из муниципальной квартиры за долги по жилищным услугам и антисанитарию.

Выселение — крайняя мера, предусмотренная Жилищным кодексом. Столь радикальному шагу предшествует многоэтапная профилактическиразъяснительная работа. Должникам, которые не платят квартал и более, направляют предупреждения с просьбой погасить сумму в месячный срок.

Если это не подействовало, в их квартирах отключают, например, электроэнергию. И только если все предпринятые попытки взыскать долги с неплательщиков оказываются тщетными, вопрос решается в судебном порядке. Также важно помнить: выселить из квартир могут за долги по коммуналке.

Что грозит неплательщику?


Судебные приставы вправе наложить арест на имущество и денежные счета должника, ограничить выезд потребителя за границу. Кроме того, если задолженность взыскивается в судебном порядке, то потребителю придется не только вернуть долг за ЖКУ, но и возместить судебные издержки (государственная пошлина) и оплатить услуги судебных приставов.

Факты в тему

Около 3 млн. россиян не могут выехать за пределы страны из-за своих просроченных обязательств. Еще в прошлом году эта цифра была в два раза меньше. В числе лидеров по количеству вынесенных постановлений об ограничении выезда — Краснодарский край. Запрет на дальние поездки, а также ряд других ограничений распространяются за неуплату штрафов, налогов и коммунальных платежей.

Владислав Белый, директор департамента городского хозяйства и ТЭК:

— Регулярно специалисты нашего департамента проводят мониторинг задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса за потребленные энергоресурсы. Регулярно проводятся совещания с участием руководителей ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК по вопросу состояния дебиторской задолженности за потребленные энергоресурсы. 

В итоге управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК дали ряд поручений и рекомендаций. В частности, речь идет о разработке индивидуальных графиков погашения задолженности и реструктуризации долга, — это самая действенная мера.

Кроме того, рекомендуем управленцам самостоятельно работать с должниками: проводить сверки взаимных расчетов с поставщиками коммунальных ресурсов, организовывать претензионную работу с дебиторами, нарушившими договорные обязательства, оформлять документы в суд для принудительного взыскания задолженности, вручать собственникам досудебные предупреждения, сообщающие о сумме долга и необходимости его погашения.

Также направляем письма в прокуратуру для принятия мер в отношении злостных неплательщиков — управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.