Охотница за головами Впервые Таня, за плечами которой было уже 10 лет обучения в художественной школе, променяла кисточку на баллончик в 16 лет. Это была текучая автомобильная краска, а не профессиональная, которую она использует сейчас. Тогда художница так и не распробовала «на вкус» прелесть штрихов аэрозольной краски на стене. Старт ее творчеству был официально дан чуть позже, на конкурсе ко Дню матери, проходившем в сквере им. Жукова. — Я нарисовала портрет женщины, которая отождествляла в моем понимании мать. Неожиданно я заняла 2-е место и получила в подарок путевку в санаторий для своей мамы. Правда, она туда так и не поехала, — вспоминает Татьяна. Таня выработала собственный узнаваемый стиль. Девушке нравится создавать добрые и красочные «истории», опираясь на сюжеты сказок или легенд, а в ее рисунках преобладают яркие, сочные оттенки оранжевого, розово- го и фиолетового цвета. Но главная Танина слабость — человеческие лица. — Меня всегда привлекают интересные типажи, — признается художница. — Я часто езжу в общественном транспорте и люблю рассматривать лица незнакомцев. Иногда это бывает некомфортно для людей, на которых я подолгу смотрю, не отдавая себе в этом отчета. Мне хочется «впитать» в память черты лица, оттенок кожи, эмоции, чтобы потом перенести это на бумагу — или на стену.  Часто «охотницу за головами» привлекает даже не само лицо, а определенное его выражение. — Как-то раз напротив меня села мама с ребенком, на первый взгляд обыкновенная женщина. Таких много в любом городе. Но когда она смотрела на своего ребенка, ее лицо приобретало естественную привлекательность, становилось непохожим на все остальные. Когда художница уверена, что ей необходимо сохранить в памяти внешность незнакомца, она просит разрешения сфотографировать его, чтобы потом детально изучить лицо. Некоторые принимают идею с восторгом, другие убегают, будто им сделали какое-то непристойное предложение. — Недавно в маршрутке я обратила внимание на турчанку лет 60-65-ти. Женщина привлекла внимание национальной одеждой и потрясающей теплой улыбкой. Она не позволила сделать фото на память, а ее подруга и вовсе громко возмутилась, закрыла лицо руками и быстро ушла. Я привыкла к таким реакциям. Что ж, это ее право, ее личная жизнь.  Искусство одного дня  Картины, выполненные стрит-арт-художниками на стенах и фасадах здания — искусство недолговечное: их нельзя поместить в рамку и продать с аукциона. В любой момент их могут испортить вандалы или вовсе закрасить. «КИ» поинтересовались у Тани, переживает ли она за сохранность своих красочных «детищ». — Нет, ни капли. Пусть рисунок будет сиять хотя бы день — я готова к этому. Когда я начинаю работу над новой картиной, то просто стараюсь выложиться максимально. Если получается хороший результат — люди не будут это портить и закрашивать. По мнению Татьяны, стрит-арт — универсальный язык, на котором говорят современные уличные художники во всех уголках Земли. Смысл не в том, чтобы их рисунки сохранились как можно дольше. Стрит-арт — это мгновенный ответ обществу на какие-либо изменения и происшествия. — Вот сейчас горит Австралия, и появляются муралы в ее поддержку. Еще пример: как-то известный брендовый магазин, нарушив авторские права, напечатал рисунок уличного художника на своих футболках, заявив, что у уличного искусства нет авторства. И на следующий день магазин поплатился за свои слова: гнев граффити-художников обрушился на витрины этого бренда по всему миру. Впоследствии магазин принес публичные извинения стрит- арт- сообществу.  Стрит-арт позволяет людям выражать свое мнение, доносить мысль до широких масс. У стены гораздо больше шансов быть «услышанной», чем у холста. Поэтому граффити- художников порой пытаются держать под контролем. В Европе дела обстоят не менее строго, но в некоторых странах, например, в Испании, уличное искусство получило поддержку. В Барселоне существует интересный проект: художник может зайти на сайт, выбрать разрешенную для творчества стену и забронировать ее на определенное время. В конце года подводятся итоги и лучших творцов награждают. Эколог, найдись!  Не путайте стрит-арт и вандализм обыкновенный: надписи на стенах вроде «Вася лох» нельзя причислять к уличному искусству. Настоящий стрит-арт призван привлечь внимание публики к проблемам мирового масштаба. Так, Татьяна Тако, болеющая душой за сохранность природы на планете, стала первым и единственным в России координатором фестиваля Sea Walls («Морские стены»). Этот международный проект родился в Новой Зеландии пять лет назад. Его организаторы намерены спасти морскую природу от мусора и загрязнений с помощью арт-средств: они читают лекции о природе, ее загрязнении, создают масштабные рисунки на зданиях, кричащие о том, что наша экосистема медленно погибает. Татьяна связалась с создателями проекта и поинтересовалась, можно ли провести нечто подобное в России, и получила утвердительный ответ. — Планов много. Их сложно осуществить, но я все же рассчитываю в этом году провести в Краснодарском крае подобный фестиваль. Меня беспокоит не только водная экосистема, но и в целом экология Краснодара. Так, пару лет назад в Чистяковской роще птицы падали замертво. Ознакомившись со статистикой, я узнала, что с 2017 года вдоль полей постоянно находили мертвых орлов, ворон и воробьев. Некоторые думают, это происходило из-за того, что химикаты, которыми орошаются поля, не соответствуют нормам. И сегодня немало экологических проблем. Поэтому ищу профессионалов для своего проекта. А я как художник помогу отобразить проблему в красках.  Читайте новости там, где удобно: Instagram Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.