
Годом ранее город обретает статус гражданского — в истории Екатеринодара открыта новая страница. В результате преобразований втрое увеличивается территория застройки, стремительно растет число жителей и количество домов. На смену глине приходит кирпич, производством которого уже в середине 70-х годов XIX века занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. И конечно, в тот период роль отдельной личности в создании архитектурного облика города была весьма значительной.
«Из молодых, да ранний!»
Хорошо, когда главный архитектор молод, амбициозен и энергичен — тогда он наверняка внесет свой вклад в облик города. Яркий пример тому — Василий Филиппов.
В 1868 году 26-летний Филиппов был назначен помощником Войскового архитектора ККВ. Уроженец Санкт-Петербурга, он окончил Императорскую Академию художеств, еще во время учебы решив стать зодчим. Путешествуя на каникулах по древним городам Новгородской, Калужской, Тверской губерний, он изучал оригинальные образцы русского зодчества, и это заметно отразилось на его творениях. В декабре 1870-го его назначают кубанским областным архитектором.
Краевед Виталий Бардадым в своих очерках пишет, что имя Филиппова впервые упоминается в проектных документах в связи с постройкой Общественного собрания — клуба на углу Красной и Екатерининской (Красная, 42, стоит поныне). Купец Михаил Калашников, замысливший грандиозную постройку, обратился к молодому архитектору, о котором уже шел слух: «Из молодых, да ранний!». Филиппов составил проект, смету — и работа буквально закипела! Постройку, начатую в августе, завершили к концу года. «Как можно было построить и отделать такую каменную громадину за несколько месяцев?» — разводили руками горожане. «Благодаря «дневным и ночным заботам» господина архитектора», — писала газета «Кубанские областные ведомости».
В шикарном новом здании екатеринодарский бомонд решил встречать Новый год. Просторный зал украсили оригинальной люстрой — из солдатских штыков, всюду стояли тропические растения — пальмы и агавы, с потолка свисал сверкающий серпантин. Ровно в 12 ночи из крепости грохнуло три пушечных выстрела — новый, 1872-й, наступил! Грянул оркестр, первый тост гости подняли за Новый год, второй — за царя, а третий — за атамана… и строителя Общественного собрания Василия Филиппова.
Он активно участвует в общественной жизни города: пишет, например, докладную записку городскому голове Льву Вербицкому, предлагая свой способ избавления улицы от стоящих круглый год луж: предложил придать уклон сточным канавам к Кубани или Карасуну, нивелировать и засыпать песком.
Василий Филиппов — создатель зданий Кубанской войсковой гимназии, Летнего театра, храма Александра Невского, Царских ворот (Триумфальной арки), женской гимназии (ныне школа №36), Епархиального женского училища (Кубанский государственный медуниверситет) и др.
Некоторые творения архитектора и сегодня украшают улицы города, а вот Летний театр в Войсковом саду, так восхитивший публику, сгорел через два года… Обелиск в честь 200-летнего юбилея Кубанского казачьего войска и Царские ворота были разрушены, но обрели вторую жизнь уже в наши дни. Именно Филипповым созданы самые знаковые объекты турпоказа улицы Красной, которые останутся на века…
В сентябре 1907 года в возрасте 64 лет архитектора не стало. В церковной книге записано: скончался «от истощения». Погребен на Всесвятском кладбище.
«Ни одного целого кирпича вы не получите»
Вклад, внесенный Иваном Мальгебром, с 1896 года занимавшим должность городского архитектора, в облик города не менее значим. Чего стоит один Екатерининский собор, золотой купол которого украшает и гармонизирует облик старого центра с любой смотровой точки.
Собор, один из крупнейших храмов России, был построен уже после того, как Мальгерб в 1903-м оставил службу городского архитектора и стал свободным художником. А еще это Троицкая церковь, красивый 3-этажный дом Армянского благотворительного общества (Красная, 57), 4-этажное здание коммерческого училища (ныне университет физической культуры, спорта и туризма). Газеты в 1913 году написали, что «по капитальности постройки и по оборудованию оно является одним из лучших школьных зданий России».
Родился Иван Клементьевич в семье французских подданных, проживавшей в Киеве, окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Должность городского архитектора получил в 32 года. А его первым объектом, покорившим сердца екатеринодарцев, стали резные деревянные ворота Городского сада.
Уже хрестоматийным является знаменитый эпизод его биографии, благодаря которому сохранился Красный собор. В 30-е годы прошлого века, когда началось наступление на религию и были созданы взрывные бригады по разрушению церквей, краевые власти пригласили Мальгерба принять участие в этом общенародном деле. Дошла очередь и до Екатерининского собора — его любимого детища.
«Социализму нужен кирпич, — убеждали архитектора.
— Разобрать можно, — отвечал строитель храма. — Но ни одного целого кирпича вы не получите…
— Как? Почему?
— А потому, что кладка выполнена с такой прочностью, что при разборке раствор по швам не будет делиться. Мною в известковый раствор добавлен свинец и яичный белок. Я вам авторитетно говорю: вы получите одни только бесформенные каменные глыбы…»
Собор не тронули. Храм стали использовать как хранилище для овощей и зерна: его доверху засыпали пшеницей. Так была защищена и чудом уцелела уникальная постройка.
В начале 1933-го Мальгерб строит главный корпус Кубанского сельскохозяйственного института (ныне ротонда на территории ЗИПа), в 1934-м его назначают ответственным руководителем работ по техническому надзору. В эти годы он был дважды премирован и получил билет ударника труда. В марте 1935 года маститый зодчий становится членом Союза советских архитекторов.
Иван Мальгерб еще успевает спланировать четыре жилых кирпичных дома с мансардами (угол ул. Советской и Красноармейской) в стиле «кладка Герарда», но тяжелая болезнь приковывает 75-летнего архитектора к постели.
Скончался Иван Клементьевич 24 января 1938 года. Похоронен на Всесвятском кладбище.

Премия на выставке в Париже
С 1905 года должность городского, а потом и областного архитектора занимал Александр Косякин. Он стал автором проектов Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции.
Родился Александр Петрович в сентябре 1875 года в семье высокопоставленного кубанского офицера. Перед юношей открывалась военная карьера, но он мечтал заниматься строительством и поступил в Петербургский институт гражданских инженеров. После учебы, проработав два года инженером в Подольском губернском правлении, возвращается домой. А спустя пару лет его назначают главным архитектором Кубанской области.
Одной из первых выдающихся работ 30-летнего Косякина стал проект 3-этажного здания Кубанского Мариинского института (ныне высшее военное училище им. генерала армии С.М. Ште-менко). За архитектурную оригинальность и изящество проект получил премию на выставке в Париже. Построили великолепное здание (и это при тогдашней технической оснащенности!) всего за три года. От зари до зари трудились все: каменщики, кровельщики, отделочники, художники по росписи интерьеров. Но больше всех — главный архитектор!
Массу времени и мастерства требовала лепнина, установка резных дверей и окон, фигур, украшающих фасад. Все это — плод авторской фантазии Александра Косякина. И конечно, именно ему пришлось следить за точностью исполнения и сочетания всех деталей проекта — и внутри, и снаружи.
Косякин отдавал любимой профессии все силы и энергию, даже семьей не обзавелся. Вообще же, по мнению Виталия Бардадыма, в житейских делах архитектор был крайне непрактичен: его мог обмануть всякий плут. «Обирали меня большевики, забрав деньги и костюмы, а в этом месяце ограбил меня мой бывший друг», — напишет Косякин войсковому атаману Филимонову в сентябре 1918 года.
Косякин был смещен с должности областного архитектора, крупно задолжал и, по собственному выражению, «страшно нуждался». Ему даже отказали в зачислении в штат «за неимением вакансий» — и это после 20 лет служения родному городу! Однако самым жестоким ударом стала зверская расправа большевиков над отцом архитектора. В Майкопе 75-летнего старика посадили на кол, после чего обезображенный труп выбросили на дорогу.
О смерти 43-летнего архитектора существуют разные версии. Как считает Виталий Бардадым, Александр Косякин покончил с собой, не пережив выпавших на его долю потрясений. По другой (так значится в церковной книге), умер «от порока сердца».
И Летний театр, и Карасунский канал
С 1908 года должность городского архитектора занимает Захарий Коршевец. Не было до революции 1917-го в Екатеринодаре ни одного дома, построенного без его косвенного или прямого участия. В 1910-е город охватил настоящий строительный бум. Возводили сотни построек: торговые конторы и фирмы, особняки, доходные дома, школы. Цены на недвижимость выросли, как писал местный журналист, «в чудовищных пропорциях», и капитал стал переливаться в строительство.
Коршевца избирают гласным в гордуму. Деятельный по натуре, он не давал расслабляться и другим. Это его идея — взять Карасунский канал в трубу, что позже и осуществили. А еще на одном из заседаний он предложил переименовать улицу Красную, название которой ассоциировалось тогда с бесчинством террористов, в Запорожскую — в память об основателях города. Он — автор нескольких уникальных сооружений, одно из них — дневное убежище для бесприютных на ул. Железнодорожной (сегодня лицей №12).
Автор этих строк училась в 12-й школе еще до появления пристройки. И как любопытно узнать, что в подвальном помещении, куда на большой перемене мы скатывались по крутой деревянной лестнице, был склад для хранения продуктов. А на втором этаже находилось всего четыре класса, но зато была огромная спальня на 40 девочек и широкий коридор, заменяющие актовый зал. Так обстояло дело и во время моей учебы, связки стульев стояли вдоль стен…
Вехой в жизни архитектора стало строительство нового Летнего театра. Именно в этом деревянном чудо-театре большой вместительности и удивительной акустикой, в сентябре 1910 года пел Федор Шаляпин. Искусно сработанное деревянное кружево, резные башенки, античная лира — ее подсвечивали по вечерам электрическими фонариками. Театр сгорел во время войны. Тогда же была разрушена последняя крупная работа зодчего — Дворец железнодорожников (1928). Скончался Захарий Платонович в декабре 1943 года.

Дом советов, оперетта, драма
«Новая архитектура» развивалась в Краснодаре, как и по всей стране, в условиях остро стоявшего жилищного вопроса. Проведенная повсеместно муниципализация домовладений, по результатам которой предполагалось путем «уплотнения» жильцов улучшить их жилищные условия, проблемы не решила. В 1924 году был принят проект новой планировки Краснодара, пре-дусматривающий создание трех отдельных зон застройки — промышленной, жилой и студенческой. Проект не удалось реализовать, как и не была решена проблема дефицита жилых площадей.
В середине октября 1943 года в связи с большим объемом послевоенных восстановительных работ было принято решение о воссоздании управления главного архитектора Краснодара. В послевоенный период заметную роль в создании архитектурного облика кубанской столицы сыграл Александр Титов, работавший с 1950 по 1963 год главным архитектором проектов «Краснодаргражданпроект».
По его проектам построено много жилых и общественных зданий. Среди них — Дом советов (ул. Красная, 35), театры оперетты и драмы, 12-этажное здание института «Краснодаргражданпроект», гостиница «Кавказ», экспериментальный жилой дом на ул. Мира, 44.
Именно Титов стоял у истоков работы по учету памятников архитектуры и истории в краевом центре. Александр Васильевич — первый из исследователей! — основательно изучал историю архитектуры Екатеринодара, изучая старинные планы и документы в Госархиве Краснодарского края, Центральном госудаственном военно-историческом архиве. К сожалению, преждевременная смерть в декабре 1981 года прервала его исследования…
Нам не дано предугадать, за сохранность каких архитектурных шедевров — вероятно, неоконструктивизма или новой эклектики — начнут бороться наши потомки лет эдак через 50-100. Но хочется верить, что в это время роль личности в создании архитектурного облика столицы Кубани вновь обретет такую же значимость, что и 150 лет назад.
Текст: Марина Аванесова