
«КИ» пообщались с Олегом Меркуловым, фрирайдером, альпинистом и инструктором по спортивному туризму, работавшим в лыжном патруле на Красной Поляне. Олегу доводилось откапывать людей из-под снежного завала, и два раза он сам попадал под лавину.
Олег, что должен знать о лавинах каждый катающийся, особенно новички?
– Прежде чем выходить на трассу, нужно промониторить лавинный прогноз, погоду и степень лавинной опасности в местности. Такие исследования обстановки на склонах делают на всех горнолыжных курортах, также прогноз можно посмотреть в интернете. Ориентируйтесь на погоду. Если несколько дней подряд валит сумасшедший снег, дует ветер, меняется температура, крайне опасно кататься вне трассы и на склонах, которые не обслуживаются спасателями и лавинным отрядом. И уж точно не стоит делать это в одиночку!
Каковы основные лавинообразующие факторы?
– Выпадение большого количества осадков, резкие скачки температуры с минуса на плюс и обратно, инсоляция (то есть воздействие солнца на снежную массу), сильный ветер. Снег ведь как слоеный пирог: выпал слой, уплотнился, слежался, смерзся, затем следующий — и так по новой в течение всей зимы. Вследствие воздействий на снежную массу природных атмосферных явлений и солнца, внутри толщи снега могут образовываться лавинно ослабленные слои, что в итоге может привести к сходу лавин.
Что происходит, когда человек попадает под сход лавины?
– Лавина, как правило, имеет большую скорость (от 10-20 до 80-100 м/с), так что, если ты оказался в зоне ее поражения, убежать не получится. Сила ее разрушения зависит от скорости, объема и массы снега. Лавины различают по состоянию снега как сухие и мокрые, по характеру движения – осовы (снежные оползни), лотковые (в кулуарах и желобах), прыгающие (перелетающие естественные препятствия), также бывают лавины из рыхлого снега и образовавшиеся из снежной доски, ледовые и снежно-ледовые. Перед лавиной движется снеговоздушная ударная волна, сила давления которой достигает 800 кг на кв. м. Сначала эта волна сбивает с ног, а потом человека накрывает снежным валом.
Если случается непредвиденная ситуация, как в Домбае, и отдыхающий оказывается в эпицентре лавины, как ему действовать?
– Если есть возможность спрятаться за препятствием, укрыться за камнем, это добавит шансов выжить. Часто за скалами образуются ниши, где человек может спастись. Как только вы попали в лавину, делайте плавательные движения вверх, высвобождая голову на поверхность.
У человека, укрытого толстым слоем снега, быстро заканчивается кислород. От дыхания вокруг образуется ледяная корочка, которая вообще не пропускает воздух, снег через несколько минут становится плотным, как бетон. Попав в лавину, не нужно кричать, в полость рта немедленно набьется снег и будет невозможно вздохнуть. Нужно попытаться руками расчистить максимальное пространство перед лицом, так вы получите возможность дышать на пару минут дольше. Постарайтесь максимально сохранять ровное дыхание, не делайте лишних движений, экономьте силы.
Есть ли какое-то специальное снаряжение, которое поможет в случае стихийного бедствия?
– Да. Есть несколько вспомогательных устройств, которые увеличивают шансы на выживание (но не гарантируют его). Во-первых, авалунг. Эта конструкция с плечевым ремнем обеспечивает человеку возможность дышать под слоем снега в течение 30-40 минут. Запатентованное устройство имеет очень простую конструкцию: клапан, работающий на вдох и выдох, отводит углекислый газ за спину, что не приводит к удушью и к образованию ледяной маски на лице.
Во-вторых, специальный рюкзак, оснащенный системой air bag — надувная подушка безопасности. Она, как поплавок, помогает держаться на поверхности и обеспечивает дополнительную защиту от ударов, осколков камней и кусков льда.
Что еще должно входить в обязательную экипировку любого райдера?
– Все члены группы должны иметь при себе специальный датчик бипер – это приемо-передающее устройство, при помощи которого можно оперативно отыскать погребенного под снегом человека. Далее, лавинный щуп – длинная складная алюминиевая или карбоновая телескопическая палка от 2,5 до 3 м, которой мы зондируем лавинный вынос с целью обнаружения там пострадавших. И, конечно, лавинная лопата. Эти вещи должны быть в рюкзаке у каждого райдера. Также пригодится бивачный мешок, куда можно поместить пострадавшего для транспортировки, медицинская аптечка с перевязочными материалами, рации в группе, небольшой набор альпинистского снаряжения (веревка, репшнур, карабины, страховочно-спусковое устройство).
Все катающиеся должны быть обучены поиску и спасению человека в лавине?
– Это было бы идеально. Но люди, занимающиеся фрирайдом (катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии), обязательно должны уметь пользоваться лавинным оборудованием. Нельзя медлить, вы единственный шанс человека, попавшего в лавину. 10 минут — контрольное время, за которое необходимо найти и извлечь человека из-под завалов снега. Лишь в течение 10 минут есть хорошие шансы остаться в живых, потом вместе с иссякающим кислородом они таят в геометрической прогрессии. Чудесное спасение из-под завалов спустя несколько часов не более чем счастливая случайность, в результате которой человек оказался в воздушном кармане, ему не забило снегом дыхательные пути и не переломало кости. Лавина — это большая центрифуга, где помимо снега могут быть осколки камней, дерева, льда и другие поражающие элементы.
Олег, какие самые безопасные курорты вы можете порекомендовать катающимся?
– Исходя из природных особенностей, на курортах Урала лавиноопасность достаточно низкая. Лично я не знаю случаев попадания в лавины на подготовленных трассах. Там используется в основном пушечный снег. Другое дело – катание вне трасс. В диких условиях никто не застрахован от схода лавины.
А где погодные условия не самые благоприятные для человека, но очень даже – для схода лавин?
– У нас на Кавказе, Камчатке, в Хибинах, Саянах, на Алтае. Здесь серьезные горы – круче рельеф, больше высота и количество снега, выпадающего одновременно. Одним из факторов образования лавин достаточно часто является метелевый перенос, когда ветром переносятся большие массы снега.
Тем не менее Красная Поляна достаточно безопасное место. Там работает огромное количество ведущих специалистов, грамотно организованы спасательные службы, регулярно проводятся противолавинные мероприятия, направленные на ликвидацию лавиноопасных очагов.