
Починили и смету предоставили
История первая. У Сергея Николаевича К. забарахлило самое важное в доме устройство — холодильник. Он, то есть Сергей Николаевич, обратился к индивидуальному предпринимателю — мастеру, заключив с ним договор на выполнение гарантийных ремонтных работ. И оплатил при этом оговоренные в документе 14 тыс. руб. Холодильник починили в указанный срок, но через день он снова сломался. Сергей Николаевич позвонил мастеру и потребовал устранить неполадку. На что получил ультиматум: «Устраню, если доплатите еще 8000 рублей!» А после горе-мастер и вовсе перестал отвечать на звонки.
Краснодарец обратился за помощью в отдел по защите прав потребителей. Его специалисты встретились с предпринимателем, побеседовали с ним и объяснили, какие права и обязанности есть у него, исполнителя, и какие — у владельца холодильника, потребителя.
- Так, например, потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы или оказанной услуги, если они обнаружены в течение гарантийного срока. А при его отсутствии в разумный срок — в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы или опять-таки услуги.
П. 3 ст. 29 — здесь и дальше в тексте — Закон РФ «О защите прав потребителей». - Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы или оказанной услуги вправе потребовать их безвозмездного устранения. П.1 ст. 29.
- Исполнитель отвечает за недостатки работы или услуги, на которые установлен гарантийный срок, если не докажет, что они возникли после принятия работы потребителем как следствие нарушенных им правил «использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы». П. 4 ст. 29.
- Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и, соответственно, повышения приблизительной сметы, исполнитель обязан свое-временно предупредить об этом потребителя. Если тот не дал согласия на превышение приблизительной сметы, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае он может требовать от потребителя оплаты за уже выполненную работу (оказанную услугу). П. 3 ст. 33.
- Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.
- На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором, может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно! П. 1 ст. 33.
А что в итоге?
Так чем же дело закончилось в истории с холодильником? Мастер был вынужден его починить, а Сергею Николаевичу не пришлось доплачивать 8000 рублей. Также по его законному требованию ему была предоставлена смета на выполнение работ по ремонту на сумму 14 тыс. руб.
И товар привез, и неустойку выплатил
История вторая. Татьяна А. заключила с ИП договор на поставку 400 мешков кладочного раствора и сделала 100%-ную предоплату — 100 тыс. руб. В определенный договором срок предприниматель раствор не привез, а в телефонном разговоре потребовал доплатить еще 50 тыс. руб., так как «у поставщиков поднялись цены». Татьяна обратилась отдел по защите прав потребителей, и его специалисты поддержали желание женщины получить товар по цене, указанной в договоре. А все потому, что:
- Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. П. 1 ст. 10.
- Информация о товаре в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения. А также полную сумму, которую потребитель обязан выплатить через определенное время после передачи (выполнения, оказания) товаров (работ, услуг). П. 2 ст. 10.
- Условия договора, ущемляющие права потребителя, согласно правилам, установленным законами или иными правовыми актами Российской Федерации, признаются недействительными. Если потребитель понес убытки из-за договора, который ущемляет его права, то исполнитель обязан их возместить в полном объеме. П. 1 ст. 16.
- Если продавец получил за товар предоплату, оговоренную договором, и не передал его потребителю в установленный все тем же договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара. П. 1 ст. 23.1.
- Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло «вследствие причин непреодолимой силы» или по вине потребителя. П. 5 ст. 23.1.
- В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
П. 3 ст. 23.1. - Неустойка взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи должна была быть осуществлена передача товара потребителю, до дня передачи товара потребителю или до дня, когда потребителю вернут деньги, предварительно им уплаченные.
- Неустойка не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Чем дело закончилось
Предприниматель привез Татьяне кладочный раствор по цене, указанной в договоре. А также выплатил женщине неустойку.
Вернули деньги за билеты
История третья. В отдел неоднократно обращались краснодарцы, которым не возвращали деньги за билеты на несостоявшиеся концерты. Как известно, выступления ряда исполнителей в этом году были отменены. После работы, проведенной специалистами, организатор концертов деньги зрителям вернул. Этому поспособствовало то, что они заключали договоры на оказание услуг до 16.03.2020 года, то есть до введения режима повышенной готовности, связанной с Covid-19. А значит, имели право требовать их расторжения. Основание: Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №442 «Об утверждении положения об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия…».
— Если ваши потребительские права нарушены и вы не знаете, как поступить, или вам сложно вести переговоры с организацией или предпринимателем, обращайтесь за помощью к нам. Наши специалисты оперативно защищают интересы потребителей на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому,
В тему
За 9 месяцев текущего года в результате работы отдела краснодарцам возмещен ущерб на сумму 730 тыс. руб. Кроме того, судами города Краснодара по искам, подготовленным специалистами отдела, в пользу потребителей вынесены решения на сумму 146 тыс. руб.
- 450 жителей города обратились за помощью к специалистам отдела;
- 259 обращений — в сфере торговли;
- 41 — по услугам ЖКХ;
- 52 — по бытовым услугам;
- 98 — в других сферах (услуги связи, медицинские, банковские и др. ).
Куда обращаться
Отдел по защите прав потребителей и отдельных категорий граждан управления по социальным вопросам администрации Краснодара находится по адресу: ул. Ставропольская, 174, каб. 4, тел. 8 (861) 216-98-75, электронный адрес: ozp@krd.ru
Вырежи и сохрани
Правила, которые необходимо соблюдать при оформлении покупки или при заключении договора на выполнение работы (услуги):
- Самая большая вероятность оказаться обманутым — там, где продажа (работа, услуга) никак не оформляется, требуется предварительная оплата и не предоставляются сведения о продавце (исполнителе). В таких случаях зачастую оказывается, что с претензией обращаться не к кому или продавцы (исполнители) отказываются от факта сделки.
- Любое предприятие или ИП, оказывающее услуги населению, должно предоставить информацию о себе: наименование организации, место ее нахождения, режим работы, а индивидуальный предприниматель должен представить сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа. Отсутствие этих данных, а также отказ продавца их предоставить говорит о том, что, заключив договор, можно столкнуться с большими неприятностями.
- Выбирая товар (услугу, работу) по рекламному объявлению, следует убедиться в реальном существовании данной организации, действительно ли она оказывает подобные услуги, и оформить подробный договор, в котором необходимо оговорить все условия.
- Заключая договор, никогда не подписывайте его сразу, а предварительно прочитайте и убедитесь, что все условия, указанные в нем, вас устраивают. Если какие-либо важные пункты отсутствуют, следует предложить включить их в текст, ведь договор — это соглашение равноправных сторон.
- Делая любую, даже самую пустячную покупку, обязательно нужно взять чек (лучше кассовый, а если нет кассовой машины, то товарный), так как именно с момента выдачи чека продавцом покупателю договор купли-продажи считается заключенным надлежащим образом. Не забывайте брать товарный чек и при покупке товара на вещевом рынке. Требуйте правильного заполнения гарантийных талонов.
- Если условия договора не соблюдаются, постарайтесь подтвердить это документально. Например, если поезд опоздал, сделайте отметку о прибытии в вашем билете или в случае плохого отопления в квартире требуйте составления акта о низкой температуре.
Факт
80% обращений разрешается в досудебном порядке благодаря оперативной работе специалистов по разъяснению законодательства потребителям, руководителям торговых организаций и ИП.
Подготовила Елена Дубова