
Единый день голосования-2019
8 сентября на территории Краснодарского края в 41 из 44 городских округов и муниципальных районов (за исключением Краснодара, Сочи и Армавира) пройдет 540 избирательных кампаний различного уровня:
—
- -дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва по Дальнему одномандатному избирательному округу № 15 (округ включает в себя территорию Белоглинского, Новопокровского и Павловского районов);
- — выборы депутатов представительных органов 378 городских и сельских поселений (6 141 депутат);
- — выборы глав 149 городских и сельских поселений;
- — дополнительные выборы депутатов 12 представительных органов городских округов и муниципальных районов (30 депутатов).
Выборы в «цифре»
— Алексей Дмитриевич, 25 лет назад наш край был первым регионом, который в пилотном формате на первых выборах ЗСК и местных представительных органов власти апробировал государственную автоматизированную систему «Выборы». Тогда это выглядело диковинкой, параллельно члены комиссии принимали с территорий итоги по телефону. А сейчас камерами видеонаблюдения на участках и машиночитаемыми протоколами с QR-кодами никого не удивишь. Постепенный переход выборов в «цифру» — это уже необратимая тенденция? Это – своего рода «искусство в искусстве» или благодаря «цифре» повысится уровень открытости выборов?
— Могу уверенно сказать, что избирательная комиссия Краснодарского края находится на острие цифровизации выборного процесса и на его современных этапах. Например, в 2017 году УИКи в Славянском районе одними из первых в России опробовали технологию изготовления протоколов с QR кодом, а весь край в том же году стал одной из экспериментальных площадок по внедрению уже известной всем технологии «Мобильный избиратель».
Цифровизация различных процессов жизни общества, личной жизни граждан — это устойчивая тенденция, расширение которой мы наблюдаем каждый день. Существуют уже такие понятия, как «цифровое общество», «цифровая экономика», «цифровое сознание». Эта тенденция, естественно, не может не затрагивать и выборные процессы.
Кроме названных мною и уже прочно укоренившихся технологий изготовления протоколов с QR-кодами, «Мобильный избиратель», в Москве планируется проведение эксперимента по дистанционному электронному голосованию и работе цифровых избирательных участков (дальнейшее развитие «Мобильного избирателя»).
ЦИК России уже обозначены планы на ближайшие годы по внедрению цифровых сервисов для различных участников избирательного процесса и новой цифровой платформы базы данных об избирателях.
Кроме того, что речь идет о создании комфортных условий для всех, кто задействован избирательном процессе и, прежде всего, для избирателей, благодаря применению цифровых технологий повышается уровень прозрачности выборов, информированности граждан обо всех этапах выборного процесса, а значит, повышается уровень доверия к выборам. Это главное для нас.
Электронное голосование. Пока только в столице.
— В Москве 8 сентября будут выбирать депутатов Мосгордумы, и уже определены три округа, где в порядке эксперимента проведут электронное голосование избирателей. Вы наблюдаете за этим процессом? Чем электронное голосование отличается от обычного?
— Да, действительно такой эксперимент есть, он проходит пока только в Москве. Цель – дать избирателю более широкие возможности для реализации своего конституционного права. Дистанционное голосование – это, по сути, удаленное голосование по сети Интернет с использованием специального программного обеспечения, без необходимости приходить на избирательный участок.
Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель должен подать соответствующее заявление через портал государственных и муниципальных услуг города. После проверки наличия у него избирательного права избиратель получит электронный бюллетень и сможет отдать свой голос за того или иного кандидата. Внешне звучит просто, но за этим стоит огромный объем организационных, юридических, технических и иных вопросов. А главное необходимо обеспечить, с одной стороны, прозрачность всех процедур, а с другой — полное сохранение тайны волеизъявления каждого избирателя. Уверен, что Москва обладает всеми необходимыми материальными, техническими и организационными возможностями для успешной реализации этого эксперимента. Кроме того, эксперимент на контроле у ЦИК России, что гарантирует тот факт, что ни один из аспектов этого перспективного направления не будет упущен.
Вместо рукописных протоколов
— Вернемся к QR-кодам. Давайте еще раз подробно расскажем нашим читателям, что это за протокол? Удалось ли с помощью этой технологии сделать выборы прозрачнее?
— Начнем с начала. QR-код — это машиночитаемый двумерный штрих-код. Многие, так или иначе, встречали подобные штрих-коды в повседневной жизни: на зданиях, транспорте, товарах и продуктах.
Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования с QR-кодом пришел на смену рукописным протоколам, когда суммирование данных и их проверка осуществлялась вручную и вручную же заносилась в специальные бланки.
В последние годы, когда нам совместно с органами местного самоуправления удалось компьютеризировать все избирательные участки, такой протокол изготавливается уже с помощью специального программного обеспечения (СПО), которое устанавливается на компьютере в помещении избирательного участка. Кроме того, что нанесенный на протокол QR-код является дополнительным средством защиты его от подделки, в нем еще и содержится вся информация об итогах голосования на данном участке. Тем самым удалось решить сразу несколько задач: автоматизировать процесс заполнения протокола; исключить человеческий фактор и минимизировать ошибки (при наличии каких-либо нестыковок протокол просто физически не распечатается); ускорить процесс переноса данных в систему ГАС «Выборы» в территориальной комиссии (раньше цифры переносились вручную, а сейчас считываются автоматически с QR-кода).
Представители общественности, наблюдатели, СМИ неоднократно отмечали положительный эффект от применения данной технологии, в том числе повышение доверия к выборам со стороны участников избирательного процесса. И, несомненно, это способствует открытости подсчета голосов.
— 31 марта во время мини-единого дня голосования в поселениях применяли новые формы работы с Интернетом по соглашению с Мейл.ру и Яндексом – вы об этом рассказывали на заседании экспертного общественного совета. Что это дало? Будут ли 8 сентября, когда у нас пройдут масштабные местные выборы и досрочные выборы депутата ЗСК, такие договоры заключены повсеместно?
— 31 марта в крае прошло 8 избирательных кампаний, отсюда название «мини-единый день голосования». В ходе их проведения были опробованы некоторые новшества, в том числе мы воспользовались отечественными сервисами контекстного продвижения для информирования избирателей.
Дело здесь вот в чем. Когда выборы идут не на всей территории края, в связи с неудержимым распространением потоков информации призывы приходить на избирательные участки видят далеко за пределами территории, где выборы проводятся. То же самое происходит и из-за всё возрастающей миграции населения внутри края: поездками на работу или по личным делам в другие районы. В итоге возможна путаница. И наши неравнодушные граждане, а таких на Кубани большинство, услышав информацию о выборах, которые проводятся по соседству, спешат на свои привычные избирательные участки и естественно обнаруживают закрытые двери. Далее следуют жалобы и обращения к нам с требованием «перестать скрывать выборы от населения».
И есть зачастую обратная ситуация, когда избиратель, проживающий на выборной территории в силу занятости или других обстоятельств не получает всей необходимой информации об избирательной кампании и кандидатах и по этой причине не участвует в голосовании.
Для того, чтобы в таких случаях информация дошла именно до нужного избирателя, проживающего на даже небольшой территории, мы начали использовать некоторые коммерческие технологии продвижения товаров и услуг, предоставляемые, например, отечественными поисковыми системами.
Все компьютеры и мобильные устройства по IP-адресу имеют привязку к определенной территории. Соответственно, если разработать информационные баннер о выборах и задать ему соответствующие территориальные параметры, то информацию о выборах в N-ском сельском поселении получат при пользовании соответствующей поисковой системой преимущественно жители N-ского поселения.
Причем эти баннеры, пользуясь профильным термином, «кликабельны», т.е. переадресовывают пользователя на страницы о выборах, где можно узнать не только о дате голосования, но и о кандидатах, получить другую интересующую информацию.
Все эти действия нацелены на то, чтобы избиратели обладали всей необходимой информацией о кампаниях адресно и максимально оперативно. Можно сказать, это — еще одна сторона цифровизации избирательного процесса.
Пройдите тестирование
— На сайте «Вестник избирательной комиссии Краснодарского края» члены УИК дистанционно проходили Интернет-тестирование. Как оно выглядело на практике, что дало, все ли его прошли?
— Это — часть большой и круглогодичной работы по обучению организаторов выборов — членов избирательных комиссий всех уровней. Такая проверка знаний — обязательная часть обучения. Она позволяет определить готовность к предстоящим выборам, выявить пробелы в знаниях, скорректировать программы обучения. Вопросы обновляются ежегодно и учитывают все те новации, которые вносятся в избирательное законодательство, и тот уровень выборов, которые планируются на территории Краснодарского края в ближайшее время.
Для удобства наших коллег, членов нижестоящих избирательных комиссий, мы внедрили возможность дистанционного тестирования и проводим его на сайте нашего сетевого издания.
Что еще важно отметить, подобное тестирование – еще один показатель открытости и прозрачности нашей работы. Любой участник избирательного процесса может зайти на ресурсы комиссии и проверить, чему же мы обучаем членов избирательных комиссий.
За время последнего тестирования весной этого года, посвященного подготовке к Единому дню голосования 8 сентября, свои знания смогли проверить 545 членов территориальных комиссий и практически 16 тысяч членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, а это весь руководящий состав УИК. Практически все тестируемые показали хороший итоговый балл, что свидетельствует об одном – системное и последовательное обучение дает свои плоды.
— Что такое «рабочий блокнот» для УИК?
— У любого, даже самого простого прибора есть инструкция по применению. Соответственно у такого сложного механизма как голосование тоже должно быть свое «Руководство».
В рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии собраны все необходимые инструкции и наставления, а также все возможные образцы документов, которые могут понадобиться на участке при подготовке или в день голосования. Он основан на требованиях закона и решений различных вышестоящих избирательных комиссий. Это достаточно традиционный инструмент, своего рода шпаргалка для работы членов участковых комиссий.
Однако собранные воедино все требования закона и принятых в его развитие решений зачастую представляют собой несколько сотен страниц текста и образцов документов. Освоить такой формат и объем информации, изложенной на сложном для восприятия юридическом языке, довольно трудно.
Поэтому последние годы мы работаем над тем, чтобы, с одной стороны, упростить эти документы, а с другой, не упустить чего-то важного и значимого для работы на участке.
Думаю, что мы нашли оптимальный вариант. В блокноте, который мы совсем недавно утвердили и направили для изучения во все города и районы в виде таблиц, схем и инфографики, просто и доступно представлены основные направления деятельности членов участковых комиссий, а также формы документов, необходимых для работы участковой комиссии в период избирательной кампании. Дополнительно в блокнот включены алгоритмы, то есть простые пошаговые инструкции, действий членов комиссий при осуществлении избирательных действий.
Кроме того, представлен в Блокноте блок вопросов-ответов, который составлен по наиболее часто встречающимся проблемам на избирательных участках. Кстати, все это размещено на официальном сайте комиссии в сети Интернет, с ними могут ознакомится все участники избирательного процесса.
— Расскажите о вебинарах. С кем в такой форме проводится обучение?
— Эту новую и удобную форму для обучения мы используем достаточно давно и стараемся постоянно ее совершенствовать. Она удобна, прежде всего, для получения максимального охвата такой большой аудитории, как члены избирательной комиссии, а их в крае, напомню, более 32 тысяч. Ежемесячно проходит такое он-лайн общение со всем территориальными и муниципальными комиссиями.
Проводим и отдельные семинары для отдельных категорий в такой форме для удобства их участников. Последний пример — семинар с городскими и районным СМИ, которые участвуют в информировании и агитации на проходящих муниципальных выборах. Его участники могли участвовать в нем, находясь в студиях муниципальных образований.
А на август и сентябрь текущего года запланированы семинары в режиме ВСК и с одновременной он-лайн трансляцией в сети Интернет для членов участковых избирательных комиссий. Обучение пройдет в три этапа. На первом этапе будут рассмотрены темы, касающееся организации работы избирательных комиссий до дня голосования, на втором этапе — организации работы избирательных комиссий в день голосования, на третьем этапе — порядка подсчета голосов избирателей, выдачи заверенной копии протокола об итогах голосования.
Считаем очень важным участие в таких семинарах и всегда приглашаем на них представителей политических партий, наблюдателей, иных участников избирательного процесса. Ведь правильное и одинаковое понимание требований закона снимает большинство вопросов друг к другу непосредственно на избирательных участках в день голосования.
— Помимо учебы он-лайн, вы продолжаете и обучение, как говорится, в режиме офф-лайн. Например, были деловые игры с членами территориальных комиссий с моделированием конкретных ситуаций на выборах: при приеме документов у кандидата, их проверке и так далее. Приведите пример моделирования. И как уже на местах такая игра прошла с членами УИК?
— Мы постоянно пробуем новые формы обучения, стараясь постепенно отходить от традиционных и достаточно «скучных» лекционных курсов. Для этого избирательной комиссией Краснодарского края была разработана программа обучения руководящего состава ИКМО, ТИК малыми группами на базе учебного центра нашей избирательной комиссии в форме практического занятия и деловой игры, семинарских занятий.
В период с февраля по март 2019 года для шести групп (всего – 189 участников) проведено практическое занятие по приему, проверке документов, представленных кандидатами для выдвижения и регистрации. В том числе — по проверке подписных листов кандидатов. Прошла и деловая игра «Организация и проведение голосования участковой избирательной комиссией в день голосования», в ходе которой была инсценирована работа участковой избирательной комиссии в день голосования с момента открытия избирательного участка и до подсчета голосов избирателей, составления протокола об итогах голосования.
Каждый участник обучения мог практически применить избирательное законодательство и обсудить спорные вопросы, проблемные ситуации, поделиться опытом работы своей комиссии. Например, моделировались ситуации с выносом бюллетеня из избирательного участка, его порчей и другие. При этом каждый участник был не только в роли члена комиссии, но и примерил на себя функцию наблюдателя, избирателя, кандидата.
По итогам занятий подготовлен типовой сценарный план для занятий в УИК. Он успешно апробирован на досрочных выборах восьми глав сельских поселений 31 марта, на дополнительных выборах депутата Совета муниципального образования Кущевский район, которые прошли 16 июня. Сейчас такое обучение проходит с членами УИК, которые будут организовывать голосование в единый день голосования 8 сентября.
Общественные наблюдатели – в законе
— Среди законодательных новшеств – институт, рожденный здесь, на Кубани, — независимых общественных наблюдателей, которые теперь «в законе». Как сегодня этот институт готовится к предстоящим кампаниям в 2019-2020 годах?
— Да, мы с общественным сектором приложили достаточно много сил, чтобы такой институт появился в избирательном процессе. До этого были различные формы общественного наблюдения и мониторинга, а уже официально общественники присутствовали на избирательных участках на выборах Президента страны в 2018 году.
Посоветовавшись с коллегами, избирательная комиссия края выступила перед Законодательным Собранием края с соответствующей законодательной инициативой о том, чтобы такой институт работал не только на федеральных, но и на любых видах выборов, которые проходят в крае. В конце прошлого года краевой парламент нашу идею поддержал.
Мы уже общались с Общественной палатой по поводу ее участия в наблюдении на предстоящих осенью выборах. Мы поддерживаем инициативу Общественной палаты края по направлению наблюдателей на участки.
И хотя подготовка общественников на выборах лежит на плечах общественных палат, мы оказывали и будем оказывать содействие в вопросах обучения. Кроме того, есть предварительная договоренность, что и «выпускники» нашей Молодежной школы правовой и политической культуры, а их более тысячи в этом году, уже имеющие определенный багаж знаний, будут рассмотрены ОП края в качестве кандидатов в общественные наблюдатели. Таким образом, мы тоже непосредственно вносим свой вклад в развитие наблюдения.
Институт общественных наблюдателей будет развиваться, и мы прогнозируем рост количества общественников на участках в день голосования.
Пять этапов погружения в выборы
— Подготовлена единая концепция информирования на выборах. Расскажите о ней. Что будет в виде наглядной информации, что в соцсетях?
— Концепция информирования, разработанная краевой комиссией, — это такой план или «дорожная карта» последовательного и неотвратимого погружения избирателя в информационное поле о проходящих в крае избирательных кампаниях. Мы разделили этот план на пять стадий, которые развиваются по нарастающей, дополняя друг друга. При этом к данному процессу мы стремились подойти не навязчиво и многогранно.
При разработке графических элементов комиссия исходила из опыта предыдущих выборных кампаний. Мы стремились сделать макеты более понятными и простыми для избирателей. Например, все выборы получают четкое и лаконичное название, а внизу есть сноска на полное юридическое наименование. На информационных плакатах будет размещаться герб соответствующего муниципального образования, что подчеркнет территориальную специфику поселения. Кроме того, на всех плакатах есть фирменный знак – «галочка» в цветах кубанского флага. Мы надеемся, что эти узнаваемые элементы не затеряются среди множества ярких и наглядных вывесок на улицах.
Еще одним новшеством стало использование QR-кода на информационных материалах. Сегодня практически у каждого избирателя есть смартфон в кармане. С его помощью можно сканировать код и перейти по ссылке, где будет размещена полная информация об избирательной кампании. Таким образом, мы также решаем вопрос и о более полноценной информированности о кандидатах.
Разнообразны и формы — от традиционных баннеров, печатной продукции больших и малых форматов к брендированию элементов одежды, сувенирной продукции, брендированию общественного транспорта. Конечно по полной планируем задействовать наши интернет-ресурсы, в том числе страницы в соцсетях. И, как всегда, большие надежды возлагаем на работу в Интернет- и медиа-пространстве наших надежных партнеров — СМИ. Используя современные технологии, мы хотим донести важную мысль до каждого избирателя — выборы являются неотъемлемой частью нашей жизни, и в них важно принимать участие, тем самым, решая судьбу своего поселения, района, края, страны.