200 баллов — двумя точными попаданиями в цель. Владислав Артюхов мог бы получить и 300, но по математике набрал 99 баллов, а вот информатику и русский — на 100. Мария Христенко показала знания по четырем предметам: математика и информатика — по 100, русский —
98, физика — 97. Про таких говорят: мастера восьмидесятого уровня. А как они его достигли? Об этом мы спросили самих ребят.
Важно определиться с профилем
Владислав Артюхов начал серьезную подготовку к ЕГЭ и поступлению в вуз только в 10-м классе. Усиленно занимался со школьными преподавателями и репетиторами.
— Ближе к 11-му классу я начал осознавать, что заниматься с репетиторами неэффективно: много времени уходит на то, чтобы добраться до места, а стоимость может доходить до 3000 рублей за полтора часа, а это больше 36 тысяч в месяц (если ходить на 2 занятия в неделю). Но главный недостаток заключается в том, что ты не можешь сравнить свой прогресс в знаниях с другими учениками, — рассказал Владислав.
Перейдя в 11-й класс, Владислав вместе с братом-близнецом Дмитрием решил отказаться от частных репетиторов и приобрел курс в онлайн-школе «Школково».
— Я думаю, что это решение было одним из самых правильных. Годовое обучение в этой онлайн-школе по русскому, математике ЕГЭ и олимпиадной математике стоило около 50 тысяч, а качество подготовки было на максимально высоком уровне. К тому же у них существует очень сильная подготовка по олимпиадному направлению, а еще я мог сравнить себя с десятками выдающихся учеников на своем потоке и объективно оценить свои знания, — поделился опытом Владислав.
Братья много занимались самостоятельно, выполняя колоссальное количество домашних заданий от «Школково», тестовых экзаменов в лицее №4, где очень сильные педагоги, это помогло практически полностью исключить волнение на ЕГЭ.
— У нас в лицее замечательные учителя. Большое спасибо Раисе Борисовне Копилевич, Светлане Алексеевне Гавриленко и Оксане Николаевне Литвиновой. После десятков попыток писать олимпиады (удачных и не очень), тесты и экзамены стали чем-то обыденным, почти повседневным. Можно сказать, что я шел на каждый экзамен просто для того, чтобы порешать задачки. Хотя сочинение по русскому языку во время экзамена немного взволновало меня: думал, что пишу какой-то бред, но оказалось, что бред вышел весьма убедительный, — рассказал Владислав.
Отличная подготовка и участие в десятках олимпиад разного уровня (в нескольких ребята заняли призовые места) придали мощную уверенность. По результатам олимпиадных испытаний братьям уже в 11-м классе поступили предложения о зачислении в лучшие вузы страны в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому и ЕГЭ далось с легкостью.
— Мне и брату звонили из МИФИ и МАИ и предлагали бюджетные места на соответствующих программах обучения. Многие университеты отправляли приглашения на бюджетные места на e-mail: например, из МГУ, во всех сообщениях отправители ссылались на наши «успешные выступления на олимпиадах», — отметил 200-балльник.
Конечно, победы во всероссийских олимпиадах дают огромное преимущество по сравнению с другими абитуриентами.
— Я поступаю по статусу БВИ (без вступительных испытаний), мне нужно сдать только информатику на 80 баллов. А вот если бы шел по общему конкурсу, то 200 баллов сами по себе ничего не дали бы, если третий предмет написан плохо. Как говорил мой преподаватель из «Школково»: «Если вы пишите ЕГЭ по математике и информатике на 100, а по русскому не можете набрать и 65, то вы проиграли, потому что тот, кто наберет больше 90 по каждому предмету, сильно обойдет вас». Поэтому для удачного результата важен комплексный подход: ни одна из дисциплин не должна проседать, — добавил Владислав Артюхов.
Поддержка и направление от родителей тоже очень важны, рассказал молодой человек:
— Огромная благодарность моей маме за то, что она направила меня на этот путь знаний, оплачивала мое обучение и поддерживала, когда у меня появлялись трудности в освоении какой-либо темы. Можно сказать, десятки людей вложились в мое развитие, мне оставалось лишь следовать по указанному пути.
Марина Артюхова считает, что прививать интерес к учебе и проявлять строгость нужно с самого детства. Если ребенок не привык к этому, то вряд ли в 15 лет удастся заставить его получать знания.
— Мои сыновья свои знания заработали трудом, усидчивостью, они действительно много занимались. С 1-го класса изучали языки, а в старших я собрала семейный совет и предложила им выбрать направление или будущую профессию; так как у них математический склад ума — математику, физику или информатику. Сначала им было сложно определиться, тогда для начала я предложила позаниматься с репетитором по информатике. Мальчишкам понравилось, и они в 8-м классе выбрали это направление, — рассказала мама близнецов.
На вопрос, что пожелаете будущим выпускникам, Владислав уверенно разложил по пунктам план успешного поступления в вуз.
— В 7-9-м классе важно определиться с любимым предметом и сразу начать заниматься, готовиться и участвовать в олимпиадах, очень советую РСОШ и ВСЕРОС. Подготовка к ним очень сильно прокачивает. С этих классов вполне реально стать победителем ВСЕРОС. Тем, кто выбрал профиль позже, в 10-11-м классе, и не имеет опыта в олимпиадах с ранних классов, как я, я советую рассмотреть олимпиады 2-го и 3-го уровней из перечня РСОШ. Велика вероятность, что даже одного года хватит, чтобы стать призером или победителем хотя бы в одной из них и получить желанный статус БВИ или 100 баллов за предмет по ЕГЭ. Даже если у вас не получится в олимпиадах, вы будете на несколько голов выше остальных учеников, которые не видели задания сложнее уровня ЕГЭ. При должном усердии каждый может добиться просто невероятных высот. Если стараться, то это только вопрос времени, —
поделился секретом успеха Владислав.
Братья неразлучны, оба любят Северную столицу, поэтому для дальнейшей учебы выбрали питерскую Высшую школу экономики, факультет прикладной математики и информатики.
Юная Софья Ковалевская
Родители Марии Христенко отдали дочь в краснодарский 48-й лицей, и уже в начальных классах поняли: у девочки склонность к точным наукам. Закрепив знания и убедившись в этом, Мария уже с 5-го класса начала участвовать в школьных олимпиадах — сначала по математике, а позже по физике и информатике.
— Мне всегда нравилась логика, точность, упорядоченность — видимо, поэтому сначала меня так привлекала математика. Простые упражнения уже в первом классе мне казались легкими, поэтому я всегда завышала планку, любила задания посложнее. Интерес к учебе и знаниям привили родители. Они никогда не заставляли меня, а, напротив, показывали: учиться и получать знания интересно и увлекательно, — рассказала выпускница.
Родители во всем поддерживали дочь, старались, чтобы она разносторонне развивалась.
— Если ребенок заинтересован, он и занимается совсем по-другому. Поэтому, кроме школьной программы, мы покупали дополнительную литературу, задачники. Когда Мария была помладше, мы вместе с ней решали головоломки, а потом она сама стала заниматься, причем на регулярной основе, и это дорогого стоит, — поделилась мама девочки Ирина Христенко.
Но и интерес требует большой отдачи. Для отличных знаний надо трудиться каждый день. Поэтому родители Марии решили дать дочери дополнительное образование и определили ее в краснодарскую «Малую академию». Кроме этого, девочка успешно проходила конкурс на участие в математических сменах в образовательном центре «Сириус». Попасть туда, имея устойчивые знания, несложно — достаточно выполнить задания онлайн и получить приглашение. Главное преимущество центра: дают знания повышенного уровня, в школьную программу такие не входят. Проживание и проезд оплачивает центр за счет президентского гранта.
— С такой дополнительной подготовкой мне не нужны были репетиторы и онлайн-школы для сдачи ЕГЭ, я и так каждый день по два лишних часа занималась. Можно сказать, мне повезло, так как я точно знала, чего хочу. За счет регулярности и самоорганизованности у меня оставалось достаточно времени на прогулки с друзьями и другие занятия. Важно правильно распределять свое время, и все получится, — советует Мария.
Уверенности придало и постоянное участие в олимпиадах различного уровня. Но Мария все равно волновалась перед первым экзаменом.
— Сначала было страшновато, ведь нам рассказывали, что в аудитории все строго, нельзя вызвать подозрение у наблюдателей — вдруг подумают, что пытаешься списать. Но на деле все оказалось проще: наблюдатели — такие же люди, они все понимают, поэтому я быстро справилась с волнением и приступила к выполнению заданий. В конце испытаний пришлось поднажать — времени оставалось мало, а впереди еще сложные задачки, но я справилась, — рассказала 200-балльница.
Учителя и одноклассники порадовались за Марию и удивились высоким результатам меньше, чем сама девушка, а педагог по математике Александра Власова ничуть не сомневалась в способностях выпускницы. На вопрос, какой совет Мария даст будущим одиннадцатиклассникам, девушка ответила:
— Нужно по-настоящему заинтересоваться и полюбить тот предмет, который будете сдавать, и всегда ставить планку выше своих возможностей — тогда 100 баллов практически у вас в кармане.
Мария подала документы в два московских вуза на специальность «прикладная математика и информатика», результаты о зачислении будут известны в августе.
Материал подготовила Анастасия Лисова