Это связано с сокращением пассажиропотока и нехваткой кадров из-за низкого уровня заработной платы. Об этом директор МУП «КТТУ» Александр Грачев рассказал на заседании рабочей группы по работе пассажирского транспорта на территории Краснодара. Заключение об экономическом обосновании тарифа МУП «КТТУ» сейчас готовят в городском управлении цен и тарифов. Предварительно поездка будет стоить 35 рублей. Все льготы на проезд в общественном транспорте сохранятся.

Из-за пандемии выручка упала

Начали с цифр, их было названо много.

По словам директора МУП «КТТУ» Александра Грачева, за 2021 год предприятием перевезено 102,6 млн пассажиров, из них 22,1 млн льготников, это около 22%. По сравнению с допандемийным 2019 годом число перевезенных пассажиров уменьшилось на 12%, или на 13,3 млн человек. И на 4%, или на 4 млн меньше, чем было запланировано при утверждении тарифа в 30 рублей. Объем выручки сократился на 3,5%, а фактические расходы возросли на 6%.

Почему долго ждем на остановке?

Если говорить о видах транспорта, то больше всего пассажиров перевез трамвай — 63%, троллейбусом перевезено 20% всех пассажиров, автобусом — 17%. Себестоимость перевозки одного пассажира за 2021 год составила 30,30 руб. Самой дешевой — 24,25 руб. — была себестоимость поездки на трамвае, на троллейбусе выше установленного тарифа — 39,51 руб., на автобусе — 41,51 руб. То есть мы видим, что предприятие выживает исключительно за счет трамвайных перевозок. За 2021 год получен убыток — 50 млн рублей. 

На начало 2022 года нехватка водителей составляет 26%, кондукторов — 39%, рабочих — 12%, специалистов — 10%. Из-за этого предприятие вынуждено не выпускать ежедневно на маршруты 15 трамвайных вагонов, 10 троллейбусов и 9 автобусов.

С такой зарплатой кадры разбегутся

— Установленный тариф в 30 рублей, а также снижение пассажиропотока не позволяет нам сегодня увеличить зарплату. Например, за отработанную норму часов кондуктор получает около 22 тыс. руб. в месяц. Конечно, это не соответствует ни уровню нынешних цен, ни средней зарплате по краю Путь один: увеличить зарплату, без этого проблему с кадрами не решить. Проиндексировать ее нужно минимум на 15%, — убежден Александр Грачев.

МУП «КТТУ» уже подготовило пакет документов для установления экономически обоснованного тарифа на 2022 год и направило в городское управление цен и тарифов.
Еще один участник совещания, руководитель Союза транспортников Кубани Иван Петров, обратил внимание на рост цен, который произошел буквально за три последние недели: на моторное масло, импортные свечи для автобусов и по другим позициям от 20 до 150%. Конечно, он тоже отражается на себестоимости перевозок.

Не допустить банкротства

— Сейчас мы готовим свое заключение об экономическом обосновании тарифа на проезд в транспорте МУП «КТТУ», — проинформировал начальник управления цен и тарифов администрации Краснодара Дмитрий Васильев. — Вышеуказанное заключение будет направлено в соответствующие структуры администрации для принятия решения. Хочу отметить, что в настоящее время КТТУ фактически применяет тариф, не позволяющий покрыть все затраты, которые оно несет. Что, в свою очередь, может повлечь за собой повторение ситуации 2017-2018 годов, когда предприятие находилось на грани банкротства. Таким образом, цифры свидетельствуют, что пересмотр тарифа — это мера вынужденная.

Проезд подорожает через месяц?

Владимир Архипов напомнил, что из-за роста цен все коммерческие перевозчики уже перешли на тариф 35 рублей еще в декабре прошлого — январе нынешнего года.

Председатель комитета городской Думы Краснодара по промышленности, транспорту и связи Людмила Головченко особо подчеркнула: повышение тарифа на всех видах общественного транспорта должно соответствовать качеству обслуживания.

Куда проложат рельсы

На заседании рабочей группы Владимир Архипов также подвел некоторые итоги работы общественного транспорта в прошлом году и рассказал о планах.

По словам директора департамента транспорта и дорожного хозяйства, для МУП «КТТУ» в прошлом году приобрели 12 новых автобусов и 33 новых трамвайных вагона. Частными перевозчиками приобретен 41 новый автобус. В целом пассажиропоток за 2021 год составил почти 135 млн человек. Львиная доля перевозок приходится на КТТУ: 102,6 млн пассажиров за год. При этом трамвай перевез более 64 млн человек, то есть почти 50% перевозок, именно поэтому город занимается развитием его сети, троллейбус — почти 21 млн пассажиров, автобусы КТТУ — 17,6 млн пассажиров.

— Мы продолжаем заниматься проектированием новых трамвайных линий по ряду направлений, с повестки дня никто это не снимал. Среди них — Гидрострой, район улиц 40 лет Победы, Красных Партизан, Восточного и Западного обходов, Баскет-холла, Немецкой деревни и других, — рассказал Владимир Архипов.

Как и было запланировано, 31 марта на ул. Московской должны запустить пассажирские перевозки от ул. Солнечной до Петра Метальникова. По новой линии будут курсировать 4 трамвайных маршрута: № 8, 15, 21 и 22.

В микрорайон Сосновый бор и к новой школе Новознаменского весной планируют запустить новый автобусный маршрут №19.

В 2022 году также планируют продолжить обновление трамвайного парка. 

Себестоимость перевозки одного пассажира по итогам 2021 года составила 30,30 руб., а именно: 

на трамвае — 24,25 руб.

на троллейбусе — 39,51 руб.

на автобусе — 41,51 руб. 

Текст подготовила Марина Аванесова