Не сесть бы в лужу

Залповые ливни регулярно испытывают краснодарцев на прочность. Вечером в минувший четверг под железнодорожным мостом на Вишняках было, мягко говоря, трудно и пройти, и проехать.

Здесь во время дождей всегда дежурит водооткачивающая техника. Ливневку время от времени прочищают, но это не решает проблему полностью. Поэтому мэрия планирует проложить новую ливневую канализацию в районе железнодорожного моста на ул. Вишняковой. Речь идет о строительстве четырех основных насосов и двух резервных общей мощностью 10,5 тыс. кубометров в час. А также двух напорных трубопроводов диаметром 600 мм и протяженностью 2,3 км со сбросом ливневых вод через локальные очистные сооружения в реку Кубань. Трасса пойдет по улице Вишняковой.

Проект ливневой канализации на этом участке проходит госэкспертизу. Положительное заключение мэрия рассчитывает получить в августе этого года.

Начальник муниципальной службы по очистке ливневой канализации Валерий Шапкун говорит, что во многих районах города, где уже прочищена ливневка, она справляется с потоками воды.

Например, на улице Московской (в районе АО «АвтоВАЗ») о прошедшем дожде теперь напоминает лишь мокрый асфальт. А между тем больше года назад здесь образовывались огромные лужи даже после небольшого дождя. Раньше на ул. Азовской вода стояла на территории детского сада, аналогичная ситуация складывалась на участке ул. Петра Метальникова от Ростовского шоссе до Российской.

Сейчас, после прочистки сетей, на этих улицах вода не задерживается. Только после сильного ливня она может уйти не сразу, но это вопрос не нескольких дней, а нескольких часов.

Последовательная работа

Конечно, сети были по-строены много десятков лет назад и не рассчитаны на такой объем жилого сектора. И это особенно касается центральной части города. Сегодня, в условиях плотной застройки, этого, конечно, недостаточно. Нагрузка на сети увеличивается с каждым годом. Еще два года назад обследование показало масштаб и серьезность проблемы — многие коллекторы и ливнеприемники были забиты илом и грязью до самого верха. Фактически дождевая канализация в городе не работала. Сейчас мы наблюдаем другую картину. Отмечу, что массовые затопления происходят в городе только тогда, когда за день выпадает месячная норма осадков. В относительно новых микрорайонах города, таких как Юбилейный, Гидростроителей, где ливневка прокладывалась из труб большого диаметра, канализация может справиться с любым объемом воды, если, конечно, она не засорена. Но наши специалисты занимаются именно прочисткой сетей ливневой канализации, ремонтом и реконструкцией,
— рассказывает Валерий Михайлович.

В городе вообще есть места, где отсутствуют полноценные сети ливневой канализации. Это поселок Российский и Музыкальный микрорайон. Поэтому вся надежда на вакуумные машины, которые, кстати, всегда здесь работают после дождей. Имеется немало территорий, где сети нужно модернизировать, в том числе проложить трубы большего диаметра. Это процесс долгий и недешевый, тем не менее, по словам Валерия Шапкуна, такая работа ведется. Например, на улицах Кирова, Комсомольской, Пушкина и Ленина проложены трубы большего диаметра.

Начальник муниципальной службы называет одну из главных проблем, с которой они сталкиваются ежедневно. Это брошенные автомобили вдоль дорог, на внутриквартальных территориях, в спальных микрорайонах.

Особенно остро этот вопрос встает в центральной части города, которая и так плотно застроена. Поэтому, чтобы машины не парализовали нашу работу, на место заранее выезжает мастер и огораживает место будущих работ, чтобы никто не припарковался. Выходим из ситуации, но хотелось бы меньше форс-мажоров.

Скупой платит дважды

Заслуженный строитель Кубани, эксперт Общественной палаты Краснодара Виталий Качков считает, что без системной работы этот вопрос нельзя решить:

История с Керчью и Ялтой, где недавние ливни наделали много бед, показала, что скупость приводит к печальным последствиям. Все нужно делать вовремя. В Краснодаре практически плоский рельеф. В отличие, например, от того же Геленджика с низкогорным рельефом. Поэтому надеяться на то, что вода сама уйдет, нельзя. Что еще очень важно: урбанизация нашего города опережает развитие самой инфраструктуры, что негативно сказывается в том числе на состоянии сетей ливневой канализации. Почему это произошло? Потому что, когда закладывалась ливневка, на многих участках плотность застройки была намного ниже. Увеличилась площадь сбора ливневых стоков с крыш зданий, асфальтированных пространств и др.

В первую очередь, по мнению Виталия Качкова, необходимо провести инженерную подготовку территорий. То есть вертикальную планировку территорий, правильные уклоны, закладывающиеся в улицы, ливневку, которая должна быть непременным атрибутом улично-дорожной сети и прочее. А девелоперы, которые осваивают новые микрорайоны, должны участвовать в обеспечении этих районов инженерными сетями. Это обычная мировая практика. В Нью-Йорке, например, инвесторам предъявляют три базовых требования. Если они приходят что-то строить, то должны вложить деньги в реконструкцию и капитальный ремонт дорог, ливневую канализацию и озеленение. Тут нужна очень конкретная постановка цели, а главное — понимание того, что сделать это надо в оптимальные сроки. Ведь эти коллекторы уже переполнены под крышку. Это хорошо видно во время ливней, когда вода проникает в перепускные системы (есть такие между фекальной и ливневой канализациями), и на поверхности изумленные жители наблюдают фонтанчики нечистот. Так что меры нужны срочные.

Но своими силами здесь не обойтись. Требуются многомиллионные вложения и участие в федеральных программах по развитию городского хозяйства.

Опять низина

Среди проблемных улиц в центральной части города — ул. 2-я Пятилетка, отрезок улицы Шевченко между Ставропольской и Новороссийской. Эти участки находятся на месте старого русла реки Карасун, от которой в настоящее время осталась система Карасунских прудов.

Еще один участок — ул. Вишняковой в районе железнодорожного путепровода, ул. Переходная — ул. Суворова. В XIX веке в Екатеринодаре здесь проходил Карасунский канал, а в районе нынешнего стадиона «Кубань» находилась болотистая низменность — Цыганская долина. После дождей эти улицы подтапливаются, потому как здесь низина.

Куда звонить?

Любой краснодарец может обратиться в ЕДДС по номеру 112 или 050, если заметит плохо очищенную ливневку. Заявку обязательно рассмотрят, а ливневку прочистят.

Бутылки, пластик, щебень…

Валерий Шапкун называет участок ул. Петра Метальникова одним из самых сложных в плане прочистки за все время работы службы.

Дело в том, что после строительства сети ливневой канализации (а с этого времени прошло около 10 лет) она вообще не обслуживалась. В итоге ливневая канализация была засорена огромным количеством бытового мусора, песком, щебнем, гравием — в общем, всем, что стекает с дорог.

Одна из главных причин загрязнения ливневок в целом по городу — дорожная пыль, которая скапливается в решетках после уборки улиц пылесосами, песок, мелкий и крупный мусор, попадающий в колодцы из-за безответственности краснодарцев, и трава с газонов, смываемая дождями после косьбы. Слесари, бывает, даже вытаскивают кульки с мусором, которые попадают в канализацию.