
Выход — в брутто-контрактах
В начале обсуждения спикер гордумы сделала акцент на значимости темы:
Этот вопрос — крик души наших жителей. Нам звонят, приходят на прием люди с ограниченными физическими возможностями и сетуют на то, что порой просто не могут уехать. Стоят на остановках, пропуская автобус за автобусом, ожидая низкопольный транспорт. Они просто не могут забраться в другой, для них эти две-три ступени — непреодолимое препятствие. Это касается и пожилых, и мам с колясками. Сегодня мы попросили представителей профильных служб администрации города доложить, как решается этот вопрос в Краснодаре. Последний раз данную тему обсуждали полтора года назад. Что за это время удалось сделать, насколько увеличилось число низкопольного общественного транспорта в Краснодаре?
Заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Виктор Балацкий рассказал о замене подвижного состава на предприятиях, которые занимаются пассажирскими перевозками в краевом центре:
На сегодняшний день в городе действует 120 маршрутов: 12 троллейбусных, 16 трамвайных и 92 автобусных, из которых 33 маршрута являются пригородными. На линии работает 1523 транспортных средства, это 248 трамваев, 152 троллейбуса и 1123 автобуса (из них 126 — МУП «КТТУ»). Из общего числа автобусов 350 — с низким уровнем пола. К слову, все 126 автобусов МУП «КТТУ» низкопольные.
Виктор Владимирович добавил, что при закупке новых транспортных средств одним из обязательных условий является низкий уровень пола. Десять таких автобусов КТТУ приобрело в 2023 году, 12 — закупили частные перевозчики. В прошлом году благодаря субсидиям из краевого бюджета частники приобрели еще 37 новых автобусов с низким полом. Помимо этого, в рамках условий муниципальных контрактов, перевозчиками, маршруты которых работают по регулируемому тарифу, закуплено 46 новых автобусов, которые отвечают всем требованиям комфорта и безопасности передвижения пассажиров. В общей сложности в период с 2023-го по 2024-й приобретено 105 низкопольных автобусов. В текущем году частные перевозчики закупили еще 14 низкопольных автобусов, 12 из которых — согласно условиям муниципального контракта.
Отмечу, что при установлении новых муниципальных маршрутов по регулируемому тарифу либо переводу существующих маршрутов на данный вид перевозок одним из обязательных критериев для автобусов является низкий уровень пола. Работа по заключению брутто-контрактов ведется департаментом транспорта с 2022 года. В настоящее время в Краснодаре действует 17 таких маршрутов, из которых 10 являются пригородными. На линии работает 74 автобуса, оснащенных необходимым оборудованием для комфортного передвижения,
— продолжил Балацкий.
Что касается перспективы, согласно документу планирования, к 2029 году на маршрутной сети Краснодара по регулируемым тарифам пассажиров должны перевозить 125 маршрутов. Для заключения муниципальных контрактов потребуется предусмотреть в местном бюджете около 15 млрд рублей. Сейчас затраты составляют почти 2,6 млрд руб. в год.
Нужно хотя бы 1,5 миллиарда
Спикер гордумы высказала обеспокоенность тем, что такое количество автобусов — а это примерно треть от их общего числа — не закрывает потребность жителей в низкопольном транспорте и нужно найти возможность решить этот вопрос. Причем как с муниципальным предприятием, так и частными. Вице-мэр Владимир Архипов поддержал коллегу Виктора Балацкого в том, что единственный выход заключается в переходе на брутто-контракты. Для городского бюджета это дополнительная нагрузка, но зато действенная мера по увеличению количества низкопольного общественного транспорта в городе.
Обсудили депутаты и затраты на брутто-контракты. Безусловно, 15 млрд руб. сумма внушительная, но, как сказал Владимир Архипов, если к нынешним 2,6 млрд руб. добавить еще хотя 1,5 миллиарда, то уже будет ощутимая разница. Также он подтвердил, что обновление автобусного парка продолжится, это касается и муниципального предприятия, и частных.
Депутаты предложили коллегам из администрации изучить опыт других городов, где успешно решается транспортный вопрос. Возможно, потребуется концессия, а кроме варианта брутто-контрактов рассмотреть и нетто-контракты.
В завершение обсуждения спикер гордумы поручила департаменту транспорта и дорожного хозяйства администрации подготовить и предоставить «дорожную карту», в которой будут отражены сроки заключения новых брутто-контрактов, а также приобретение новых комфортных автобусов с низким полом.
Сделать аттракционы более доступными
Второй вопрос планерки стал предметом жаркой дискуссии среди парламентариев. Приглашенный на совещание начальник управления цен и тарифов администрации города Евгений Романков рассказал депутатам о мониторинге цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, который проводит его служба. Чиновник доложил, что стоимость некоторых из них снизилась, но отметил, что все регулирует сам рынок.
Далее председатель гордумы попросила остановиться на вопросе формирования цен за пользование аттракционами в муниципальных парках города. Вера Галушко высказала общее мнение депутатов о том, что многодетной семье просто не по карману устроить своим ребятишкам праздник. С учетом стоимости билета в 200-300 руб. покататься на двух-трех «качелях-каруселях» — настоящее разорение.
Мы должны с вами в первую очередь думать о том, чтобы создать нашим детям условия для досуга. Впереди летние каникулы, самое время проводить их в парках. Но стоимость билетов высокая даже для людей со средним достатком,
— считает Вера Федоровна.
В подтверждение этих слов заместитель председателя комитета по вопросам торговли и сельского хозяйства Эрик Арутюнов привел сравнительный анализ цен с Ростовом-на-Дону: здесь покататься на аттракционах обойдется в два раза дешевле.
Евгений Романков пояснил, что не все аттракционы находятся в оперативном управлении у города, 40% — это аренда у бизнеса. Эти затраты тоже вносятся в тариф. Плюс заработная плата работникам муниципальных парков и другие расходы. По его мнению, тариф экономически обоснован. А так как работа аттракционов не является основной, в состав муниципального задания не включаются затраты на их содержание и обслуживание. Они погашаются за счет тарифа.
Дальнейшее обсуждение вызвало горячий спор. Депутаты интересовались: почему парки не приобретают аттракционы, а берут их в аренду? Евгений Романков доложил, что на эти цели ежегодно тратится 35-37 млн рублей. Депутаты тут же подсчитали, что даже с учетом стоимости одного аттракциона от 200 до 400 тыс. евро (такую цифру озвучил Романков) можно постепенно увеличивать собственные, а не зависеть от наличия таковых у коммерсантов. С таким предложением выступила депутат Наталья Кулишова. А депутат Александр Семенко рекомендовал переформатировать договорные отношения: сделать акцент не на аренде аттракционов, а на использовании муниципальной земли бизнесменами, таким образом повернуть выгоду в пользу города. Депутат Владимир Вербицкий высказал мнение, что, возможно, пришло время провести серьезный анализ работы парков и выработать новую концепцию, которая позволила бы, с одной стороны, вывести их на новый, более высокий уровень, а с другой — сделать доступнее для населения.
В конце обсуждения председатель гордумы Вера Галушко поручила профильным ведомствам, а именно управлению цен и тарифов совместно с департаментом городского хозяйства и ТЭК предоставить депутатам обоснование сложившихся цен плюс найти пути решения для их снижения.
Речь идет о наших детях, о том, чтобы все могли позволить себе покататься на каруселях. Этот фактор нужно учитывать при формировании цен на данные услуги,
— подытожила Вера Галушко.
Компетентно
Жители в первую очередь ищут поддержку у депутатов — они идут к нам с самыми разными проблемами. Немало обращений поступает от тех, кто по состоянию здоровья физически не может зайти в автобус. Это люди с ограниченными возможностями, мамы с колясками и другие краснодарцы, которые вынуждены ждать, пока придет низкопольный автобус, а на некоторых маршрутах их и вовсе нет. Проблема обозначена, ждем предложений от департамента транспорта и дорожного хозяйства.
Что касается стоимости билетов на аттракционы в муниципальных парках города, наша задача — сделать их максимально доступными для всех. Сравнение с другими крупными городами показало, что это возможно. Вопрос необходимо проработать в кратчайшие сроки, чтобы летом дети смогли весело провести свое время.