
Страсти по ливневке
Одной из болевых точек города еще несколько лет назад было состояние ливневок. Небольшой дождь приводил к затоплению целых улиц, не говоря уже о дворах многоэтажек, внутриквартальных проездах и дорогах. Как строилась работа? В результате аукционов определялись подрядные организации по ремонту и содержанию ливневой канализации.
В городском бюджете на эти работы ежегодно закладывались средства, и немалые. К примеру, содержание сетей ливневой канализации только в первых двух кварталах 2015 года обошлось городскому бюджету почти в 40 млн руб., а содержание насосных станций за полгода — около 50 млн руб.! Однако луж меньше не становилось. С созданием полтора года назад муниципальной службы прочистки ливневок ситуация кардинально изменилась.
— Все упирается в финансирование. К примеру, себестоимость прочистки погонного метра подрядными организациями обходилась городскому бюджету в 1000 рублей. С созданием нашей службы — в 250 рублей. Чувствуете разницу? Потому что мы все делаем сами. Деньги уходят только на содержание спецтехники и зарплату рабочих, — поясняет начальник муниципальной службы прочистки ливневок Валерий Шапкун.
В итоге за полтора года с момента создания муниципальной службы привели в порядок 254 километра сетей ливневой канализации.

Денег нет? До свидания!
Валерий Шапкун подчеркивает, что ситуация с прочисткой ливневок усугубилась в 2014 году, когда появились проблемы с финансированием подрядчиков: последние менялись часто. Поэтому до 2019 года, до момента создания городской службы, ливневки содержали по остаточному принципу.
— Как итог: мы получили в наследство сети и колодцы, заиленные практически до самого верха. Поэтому в начале работы было очень много аварийных адресов — всего более 350-ти. Это обращения, которые мы получаем от Единой дежурно-диспетчерской службы, от депутатов городской Думы. За полтора года мы эту цифру свели к 40 аварийным адресам. Планируем и их закрыть в этом году и заняться текучкой, — продолжает разговор Валерий Шапкун.
Начальник службы подчеркивает, что проблемы с состоянием ливневок пока остаются на многих внутри-квартальных территориях, в густонаселенных и развивающихся микрорайонах. В частности, в районе ул. Восточно-Кругликовской, ул. Черкасской, ул. Селезнева.
Современные скверы — это не роскошь
В последние годы в Краснодаре благоустроены десятки зеленых зон, некоторые из них созданы с нуля. Многим краснодарцам и гостям города нравятся уютные места отдыха с аллеями, клумбами, игровыми и спортивными площадками. И если раньше разработкой проектов благоустройства территорий занимались сторонние организации, то сейчас — специалисты отдела проектирования городской среды Центра озеленения и экологии вместе с сотрудниками департамента архитектуры и градостроительства, управления коммунального хозяйства и благоустройства.
В Центре озеленения и экологии подчеркивают: этот отдел был создан весной 2019 года, когда у мэра Краснодара Евгения Первышова родилась идея создать единую для города структуру, которая могла бы свести воедино самые инновационные взгляды на благоустройство. Ведь раньше в городе не было единого центра, который мог бы сформулировать правила по благоустройству и формированию комфортной среды, центра, принимающего и анализирующего заявки от жителей. В том числе по нацпроекту «Жилье и городская среда». Вопросами благоустройства или созданием с нуля общественных пространств занимались профильные департаменты и управления, каждый по своему направлению.
Специалисты отдела проектирования городской среды, а это архитекторы-дизайнеры, генпланисты, ландшафтные архитекторы, конструкторы, принимают активное участие в создании эскизных проектов по нацпроекту «Жилье и городская среда». К примеру, Дмитриевского сквера.
А между тем создание только одного проекта благоустройства зеленой зоны коммерческими организациями может варьироваться от 150 тыс. до 1 млн руб.
До фонаря
Аналогичные службы планируется создать уже в этом году по содержанию сетей уличного освещения и грейдирования улиц.

Сегодня мало кто из обычных краснодарцев знает, кому звонить, если фонарь не работает во дворе многоэтажки, на внутрикватальной дороге или возле трассы. Есть и бесхозные сети. Чтобы улучшить ситуацию, создается муниципальная служба — на первом этапе уже создали диспетчерский пункт. Специалисты муниципальной службы будут не только содержать фонари, но и принимать в муниципальную собственность бесхозные сети. На первое полугодие 2021 года запланированы такие работы, как установка светодиодных светильников, замена ламп, опор и кабельных линий.
Что касается создания муниципальной службы по содержанию гравийных дорог, то эта тема очень актуальна для Карасунского и Прикубанского округов. Только в самом большом округе — Прикубанском — насчитывается около 500 километров таких дорог.
— С каждым годом растет интенсивность движения по гравийным дорогам. К тому же долгое время не было достаточного финансирования дорожного хозяйства. Все это привело к тому, что большинство гравийных дорог, расположенных на территории нашего округа, сильно изношены и нуждаются в регулярном содержании, то есть в грейдировании. Для действенного содержания и ремонта гравийного покрытия дорог нам необходимо восемь единиц техники. Создание муниципальной службы по аналогии Центра мониторинга дорожного движения и транспорта позволит более оперативно и с меньшими затратами выполнять объемы работ по содержанию гравийного покрытия дорог, по которым проходят маршруты общественного транспорта. К тому же выражу общее мнение специалистов нашего округа: город будет эффективнее справляться с возложенными на него полномочиями, если у нас будут воссозданы собственные муниципальные казенные учреждения, — отметил заместитель главы администрации Прикубанского округа Александр Семенов.
Такие службы планируется создать в Карасунском и Прикубанском округах, главам которых они и будут подчиняться. Сейчас ведутся расчеты по приобретению необходимой техники в лизинг для создания таких служб.

Прямая речь
Евгений Первышов, мэр Краснодара:
Такие службы нужны муниципалитету. Была различная практика и пример достаточно яркий, когда у нас на аутсорсинге была работа по очистке ливневых коммуникаций, проводились конкурсные процедуры. Техника была ликвидирована в свое время и дальше уже направлялись финансовые средства на конкурсы для найма подрядной организации, которая выполняла эту работу. Мы все свидетели, что средства расходовались, а эффективности не было.Налицо экономия денежных средств, мы имеем свои полноценные единицы техники, ремонтно-восстановительные бригады, которые на сегодняшний день эффективно выполняют возложенную на них работу.
В 2021 году планируется создать муниципальные службы по содержанию сетей уличного освещения; грейдирования улиц.