Рожденная в муках и спорах

12 декабря, строго говоря, мы отмечаем день принятия Конституции РФ на всенародном референдуме, который в 1993 году прошел в один день с выборами обеих палат Федерального Собрания — Совета Федерации и Государственной думы. Вступила же в силу Конституция РФ 25 декабря 1993 года, после ее официального опубликования.

Конституция рождалась в муках и спорах, в борьбе между первым российским президентом Борисом Ельциным и первым (и единственным) Съездом народных депутатов России. Депутатов в ходе известных октябрьских событий распустили.

Для того чтобы Конституцию на референдуме поддержал народ, а мнений против было достаточно много, Кремлю на подмогу пришел основной конкурент партии власти (в ее качестве тогда выступал гайдаровский «Выбор России») — лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

Новая Конституция нового государства принципиально отличалась от советских предшественниц тем, что гарантировала права и свободы, в том числе право собственности, и декларировала отсутствие единой государственной идеологии. При наличии парламента Россия конституционно стала президентской республикой.

Сроки правления и крымский референдум

За 25 лет, как известно, в Конституцию дважды вносились принципиальные изменения. Одно из них вошло после первого ежегодного послания третьего Президента России Дмитрия Медведева в ноябре 2008 года. Тогда сроки полномочий президента продлили с 4 до 6 лет, а депутатов Госдумы — с 4 до 5 лет.

В следующий раз конституционное вмешательство потребовалось после знаменитых референдумов в Крыму и Севастополе в марте 2014 года.

И все 25 лет в обществе не стихают дебаты о том, что в основном законе пора что-нибудь капитально или хотя бы косметически поправить.

Предъюбилейное обострение

Катализатором дискуссии последних двух месяцев выступило интервью Председателя Конституционного суда Валерия Зорькина в октябре «Российской газете». Он в нем высказался против радикальных, но за косметические поправки в основной закон.

Впрочем, дальше уважаемый судья предложил от своего имени нормы, которые фактически смогут превратить Россию в парламентское государство. И эти идеи по смыслу чем-то напоминают проект основного закона а-ля Хасбулатов — Руцкой, их в 1993 году уже обсуждали.

После интервью Зорькина последовали бурные диспуты и разъяснения Кремля на предмет того, что Председатель Конституционного суда выразил свое собственное мнение.

Нужно ли менять наш основной закон, мы поинтересовались у двух политологов — экспертов «КИ». Профессор Александр Ждановский в июне 1993 года участвовал как председатель крайсовета в Конституционном совещании.

А профессор Виктор Юрченко в марте прошлого года был участником сочинской Всероссийской научно-практической конференции «Духовнонравственные основы идеологии российской государственности на современном этапе».

Виктор Юрченко:

— Менять Конституцию, наверное, нет необходимости. А вот вносить в нее коррективы по мере вызревания общественного мнения по тем или иным проблемам — необходимо. На научно-практической конференции мы обсуждали вопрос: нужна ли нам государственная идеология?

Действующая Конституция ее отрицает. На том посткоммунистическом этапе, когда принимался наш основной закон, отрицание общей государственной идеологии было объяснимо.

Но сегодня уже четко вызревают ценностные ориентации российского общества, на основе которых, на мой взгляд, можно сплотить большинство народа: социальная справедливость, национальная безопасность, высокое качество жизни, патриотизм, развитие на основе традиций.

Российская национальная идеология должна носить интеграционный консолидирующий характер. И после обсуждения и поддержки обществом такую норму можно было бы отразить в основном законе.
Александр Ждановский:
— Я категорический противник изменения действующей Конституции. Это документ, который определяет основные параметры современного российского государства. Поэтому изменение каких-либо позиций нанесет ущерб основам нашей государственности. Как участник Конституционного совещания помню, какими усилиями, нервами, политической борьбой сопровождалось рождение нашей Конституции. И события сентября-октября 1993 года были следствием отсутствия соответствующей новым реалиям Конституции.
Словом, споры продолжаются.

— Конституция — такой документ, в который нужно вносить изменения не тогда, когда хочется, а тогда, когда это неизбежно. Надо понимать, что Конституция всегда отражает некий баланс общественных сил, и пока этот баланс в обществе не меняется, серьезных изменений в Конституции быть не может.

Баланс сил не слишком поменялся в последние годы, поэтому я не думаю, что какие-то серьезные изменения могут быть внесены в Конституцию в ближайшее время и что они нужны, — сообщил РИА Новости Михаил Емельянов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству

— Давайте сначала научимся исполнять нашу Конституцию, а потом уже будем ее менять. На сегодняшний день потенциал Конституции далеко не исчерпан. Напротив, уровень пренебрежения к нормам Конституции, к сожалению, зашкаливает, — цитирует РИА Новости главу президентского Совета по правам человека Михаила Федотова

А как у них?

Конституция США, принятая 17 сентября 1787 года, состоит из семи статей, за двести с лишним лет действия в нее внесено 27 поправок, являющихся ее неотъемлемой частью.

Последняя поправка датирована 5 мая 1992 года. И она гласит: «Закон, которым изменяется жалование сенаторов и членов Палаты представителей, вступает в силу только после переизбрания Палаты представителей».

Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.