
Может, кто-то скажет: подумаешь, привели в порядок небольшой участок Горького. Но с этим мнением не согласятся жители самой улицы. Почему — читайте в материале «КИ».
Одноэтажный город
Если вы хотите понять, что представлял собой Екатеринодар-Краснодар несколько десятков лет назад, то с Красной лучше свернуть. И я сейчас не об истории города, а об особой атмосфере его улиц. Кирова, Чапаева, Гоголя, Пашковская, Длинная, Горького — здесь притаился одноэтажный Краснодар.
Кому-то он покажется нелепым: маленькие дома с окнами, смотрящими на дорогу, на некоторых сохранилась знаменитая екатеринодарская ковань и даже элементы купеческой роскоши. А если поднять голову вверх, можно увидеть удивительную лепнину на стенах — все это принадлежит и прошлому, и настоящему, потому что история неразрывна. Краснодар — и старый, и современный — по-своему дорог каждому, кто здесь живет.
Его дворы — это отдельный рассказ: за воротами скрывается несколько квартир, пахнет свежевыстиранным бельем, розами, жасмином. Здесь нет ни от кого секретов: женился-развелся, когда пришел-ушел, можно попросить соли или денег в долг. Возможно, поэтому жильцы так туго принимают новых членов своей «семьи».
— Никогда не хотела отсюда уехать, — говорит 70-летняя краснодарка Ирина Лобанько, — я родилась и выросла на улице Горького. Отсюда моя мама провожала отца на фронт, здесь же они отмечали с соседями его возвращение. Мои дети росли на этой улице, в этом доме. Как уехать? Ростовчане любили подшутить над нами, называя Краснодар большой деревней, а мне он такой все равно по душе! Когда появилась возможность, мы немного обустроили квартиру. Так и живем.
Когда тронулся первый трамвай
Улица Дмитриевская (именно так называлась Горького до переименования) была центральной в станице Екатеринодарской. Да, да, вы не ослышались. Первоначально город заканчивался на улице Длинной, где проходил земляной вал с пятью охраняемыми воротами. Эту часть называли панской, поскольку там проживала войсковая знать, а на задворках селились рядовые казаки.
На месте краснодарской школы №35 высилась церковь Святого Дмитрия, созывая колокольным звоном немногочисленных прихожан на службу. Отсюда и название улицы и центральной площади, некогда располагавшейся на нынешнем месте пересечения трамваев. Сегодня нет ни площади, ни храма, а вот дамба осталась и сквер носит название «Дмитриевский».
Окончание Кавказской войны, преобразование Екатеринодара в город гражданский — все это открыло самые широкие возможности для развития торговли, промышленности, предпринимательства. К началу ХХ века Екатеринодар стал одним из крупнейших торговых центров Северного Кавказа.
Уже в 1910 году по Красной загрохотал первый трамвай. Маршрут продлили, и он стал ходить от вокзала до Екатеринодарской пристани, расположенной на Кубанской набережной, доходя сначала до ул. Медведовской (ныне Кирова), а от нее до ул. Гимназической. Медведовская ветка стала частью Дмитриевской линии. Это была первая ветка, соединившая рабочие окраины с центром города.
Где самая вкусная квашеная капуста?
В 1932 году после долгого отсутствия в Советский Союз вернулся «буревестник революции» — Горький. Писателя встретили на Родине горячо. И как водится, решили радость от возвращения любимца страны подкрепить переименованием в его честь улиц, парков, театров и т.д. Краснодар не остался в стороне. Прозаик прошел Кубань и Черноморское побережье вдоль и поперек во время своего «хождения в люди».
Хлебнул Максим Горький с лихвой крестьянской жизни и личных душевных потрясений. Был задержан за бродяжничество и попал в тюрьму. Наблюдения за жизнью в кубанских станицах запечатлелись в его памяти и воплотились в рассказах: «Мой спутник», «Чужие люди», «Дед Архип и Ленька».
— Конечно, Краснодар очень сильно изменился, но в лучшую сторону, — продолжает Ирина Лобанько. — Вот взять нашу улицу Горького, я помню ее вымощенную булыжниками. Их остатки можно увидеть в той части, где ходят трамваи. У меня и дома несколько таких камней сохранилось. Когда разбирали — прихватила с собой; я их как груз использую, когда капусту квашу. Она и получается отменной! Наконец люди дождались ее ремонта, а то мы вроде как в центре города живем, но на этот участок улицы давно никто не заглядывал. Недавно дети в гости приезжали, были очень удивлены: ямы не просто залатали — улицу покрыли асфальтом! Да вы сами посмотрите, какая ровная и красивая дорога!
До Кубани отсюда рукой подать. Когда-то своенравная река выходила из берегов и в половодье разливалась аж до современной улицы Чкалова. И так продолжалось около двух недель. Люди, проживавшие в этом районе, спасались как могли.
— Мне рассказывали, что, бывало, и на крышах сидели, — продолжает свою историческую экскурсию Ирина Михайловна. — Ну разве можно в это сегодня поверить?
Make-up не поможет
Старый центр делает город узнаваемым, уникальным, отличным от других городов. А дороги — это его лицо, недостатки которого не спрячешь при помощи декоративной косметики. Нужно что-то более глобальное — капитальный ремонт, например. И это правильно, что городские власти не делят дороги на главные и второстепенные: важны и магистрали, и небольшие переезды. Большая часть ремонтных работ проходит в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
— Ремонт дороги по улице Горького полностью завершен ранее установленного срока, — говорит заместитель начальника отдела Центра мониторинга дорожного движения и транспорта Краснодара Евгений Подскребалин. — Мы заменили асфальтобетонное покрытие проезжей части на участке от улицы Братьев Игнатовых до улицы Кирова. Также отремонтировали тротуары, обновили дорожные знаки и нанесли разметку.
Где ровный асфальт?
В 2021 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» отремонтировали многие отрезки улиц. Среди них:
— ул. Южная от Речной до проезда 2-го Нефтезаводского — 0,64 км;
— ул. Станкостроительная от Индустриальной
до ул. им. Суворова — 0,6 км;
— ул. Постовая от ул. им. Суворова до Октябрьской —
1 км;
— ул. им. Захарова от Постовой до моста через реку Кубань — 2,11 км;
— ул. Химзаводская от Береговой до Октябрьской — 0,45 км;
— ул. Песчаная от проезда Песчаного до Индустриальной — 0,42 км.