Впервые очерк о выдающемся екатеринодарском архитекторе Александре Козлове был опубликован в 1995 году в сборнике «Зодчие Екатеринодара».

А с самим особняком связана реальная история любви, о которой Виталию Петровичу поведала жена архитектора Екатерина Николаевна.

— Мой муж построил его в год нашей свадьбы, сделал мне свадебный подарок, этот особняк на Штабной, — рассказала она краеведу много лет спустя. — А роза — символ любви!..

Александр Козлов родился 30 августа 1880 года в местечке Смела Киевской губернии Черкасского уезда в семье начальника железнодорожной станции. В пять лет он остался круглым сиротой и воспитывался друзьями отца.

После гимназии Александр Козлов поступил в Московское архитектурно-строительное училище, где состоялось его знакомство с «отцом русского модерна» — архитектором Федором Шехтелем.

Именно Шехтель и стал инициатором переезда Козлова в наш город. Много лет екатеринодарцы мечтали об открытии Зимнего театра, однако денег для этого все не находилось…

Но вот наконец местные купцы Гуренков и Болденков решились вложить деньги в это строительство — и заказывают проект Зимнего театра (сейчас на его месте филармония им. Григория Пономаренко) самому модному архитектору того времени.

Тот поручает вести его коллеге Козлову, и молодой архитектор с блеском справляется с поставленной задачей! Открыт театр был в 1908 году.

Но речь сегодня не о нем: вернемся к особняку на Штабной.

В начале XX века здесь побывал весь екатеринодарский бомонд: художник Роман Колесников, коллекционер Федор Коваленко, архитекторы И. Мальгерб и А. Косякин, инженеры А. Кончевский и В. Кондрашов. Молодой архитектор счастлив, востребован, полон творческих идей — и создает великолепные дома.

За какие-то несколько лет спроектировал гостиницу «Центральная» — на Красной и Гимназической, гостиницу «Метрополь» — на Красной и Гоголя, доходный дом купца Акулова — на Красной и Пушкина (сейчас краевой Арбитражный суд), нарядный дом купца Фотиади на Соборной (Ленина), по собственному проекту строит водолечебницу, которая теперь носит имя Софии Бабыч.

— Во всех своих работах мастер следовал дивным образцам Шехтеля, — пишет Бардадым, — использовал полюбившиеся ему кирпич, железо, железобетон и стекло. Смело шел на асимметричность форм, что придавало его постройкам подвижность, трепетность живого организма.

Но грядет революция, и у новой власти совсем другая эстетика — «мир хижинам, война — дворцам». Заслуги перед городом в зачет не пошли, и семью из особняка выселяют. Правда, заступились хорошо знавшие архитектора строители, рабочие обратились к пролетарской власти с ходатайством. Козловым дали комнату в пристройке во дворе.

Вскоре они навсегда покидают город: сначала Александр Андреевич строит элеваторы в кубанских станицах, а потом — новый город Сальск в Ростовской области: за пять лет им были возведены театр, здания госстраха, амбулатории, бани, военкомата и двух продовольственных магазинов, — молодой республике не до роскошных особняков!

Потом семейство переезжает в Таганрог, где почти до самой смерти в 1940 году Александр Козлов работал главным инженером на металлургическом заводе.

Больше века прошло со времени создания великолепных зданий выдающегося зодчего. И как жаль, что мы, потомки, не способны достойно сохранять его творенья, являющиеся бесспорным украшением нашего города.

Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.