Кто стал пионером?

Первый прообраз автомобиля был построен как игрушка для китайского императора  в 1672 году. Паровая тележка могла двигаться на одной заправке угля больше часа.

А в 1791-м русский инженер Иван Кулибин создал 3-колесный самоходный экипаж, развивающий скорость до 16,2 км/ч. В этой «самокатке» он разъезжал по Санкт-Петербургу. В конце ХIХ — начале XX века паромобили были вытеснены автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, его изобрел немецкий инженер Карл Бенц.

Первым серийным автомобилем российского производства стал «Руссо-Балт»: летом 1909 года он выехал из ворот рижского Русско-Балтийского вагонного завода.

На улицах каких именно российских городов первыми увидели машины? За этот титул борются три города: Москва, Санкт-Петербург и Одесса. Разобраться помогли «гроссбухи» из архива Mercedes-Benz: там до сих пор хранится информация по всем проданным начиная с 1894 года автомобилям. Судя по ним, самый первый Benz отправили в Россию как раз в 1894-м — 2-местную модель Velo с двигателем мощностью 1,5 л.с. — покупателю из Москвы. Следующий — 4-местный Benz Phaeton — поехал в Санкт-Петербург 1 августа 1895 года. В Одессу же первый Benz ушел 16 сентября 1895-го.

Будущее самодвижущихся экипажей тогда казалось блестящим — и, что парадоксально, представлялось весьма экологичным!

— Лошади, отнимающие у людей кислород, нужный для дыхания, и заражающие почву своими отбросами, несомненно, будут изгнаны из городов, где их заменят самодвижущиеся экипажи,
— радовались газетчики.

Простор для правового беспредела

А когда же первое авто выехало на екатеринодарские улицы? Если верить доктору медицины Степану Мащенко, в нашем городе автомобиль появился в 1900-х: «Первым автомобилистом в Екатеринодаре был владелец маслобойного завода армянин Аведов», — сообщал доктор.

В числе первых водителей авто (не позднее весны 1905 года) оказались также Иван Галанин — владелец маслобойного завода, Вильгельм Минут — инженер-гидротехник, специалист по водоснабжению, бравший подряды на бурение артезианских скважин в Екатеринодаре, и Григорий Сахав — владелец модного магазина обуви и шляп.

Однако успеха у публики машины не имели.

— С некоторых пор по городским улицам открылось движение на автомобилях, не имеющее почти никакого успеха у публики. Объясняется это отчасти тем обстоятельством, что движение происходит неправильно и носит какой-то случайный характер, а также и потому, что о движении далеко не осведомлена публика…
— сообщила в июле 1905 года газета «Кубанские областные ведомости».

20 мая 1905-го на заседании Екатеринодарской думы гласные приняли проект Правил автомобильного движения по городу, который после многочисленных бюрократических проволочек был утвержден лишь в 1908 году наказным атаманом Михаилом Бабычем. И выходит, что несколько лет автомобили в Екатеринодаре ездили без соблюдения всяких ПДД! Кстати, водителей в то время именовали «машинистами» или «шофферами», а сами автомобили — «автоматическими экипажами».

А какой простор открывался перед «шофферами»! В Екатеринодаре насчитывалось 95 улиц протяженностью 111 верст (118 км). Но отношение к новому средству передвижения у консервативных кубанцев было сдержанным. «Эти чудовища на резиновых шинах с рычанием носятся по городу самым полным ходом. В каждом автомобиле сидит, по крайней мере, сотня чертей, которые стучат, пыхтят, кашляют, чихают. Всякий благоразумный гражданин, прежде чем выйти на Красную улицу, прощается с женой и детьми и пишет духовное завещание. Не очень давно один автомобиль наскочил на фруктовый киоск и стер его с лица земли!» — написал корреспондент газеты «Кубанский курьер» 11 июля 1912 года.

Автор, впрочем, не одобрял и велосипедистов: они «ездят по всем направлениям улиц, звонят за версту, а на повороте преспокойно налетают на мирного обывателя и со смущенной улыбкой извиняются за причиненное беспокойство!»

В мае 1908-го городская Дума установила транспортный сбор с автомобилей: 3 рубля в год с каждой лошадиной силы. Казну-то надо пополнять!

Но некоторые автовладельцы — и вполне обоснованно — отказывались его платить, ссылаясь на неважное состояние как мощеных, так и вовсе не мощеных дорог. Например, заводчик Галанин отказался уплачивать сбор за автомобиль до тех пор, пока местная власть не приведет в порядок мостовые хотя бы в центре города.

Фото: MYEKATERINODAR.RU

Главное — не испугать лошадь

По каким же ПДД ездили екатеринодарские «шофферы»? Для сигналов на автомобиле предусматривался рожок или труба с пневматической грушей. Плюс к тому, если двигался бесшумно, то снабжался колокольчиком или бубенчиком. С наступлением сумерек автомобиль должен был освещаться яркими фонарями: по одному с каждой стороны, с отчетливыми «нумерами жестянки».

Скорость движения в городе не могла превышать 12 верст в час (12,8 км/час), в окрестностях — 20 верст в час (21,3 км/час). При встрече с лошадьми, «обнаруживающими испуг», авто требовалось остановить. И, что вполне объяснимо, на нем запрещалось ездить по тротуарам, пешеходным тропам, городским паркам, садам, а также церковным и торговым площадям. За исполнением ПДД следили городовые, требуя, чтобы «автоматические экипажи» уступали дорогу крестному ходу, похоронной процессии, партии арестантов, пожарным и войскам. Но установленные правила не являлись панацеей от бед — дорожно-транспортные происшествия стали происходить буквально с первых лет автодвижения. Вот о чем, например, сообщали полицейские сводки того времени:

— 29 сентября 1910 года в 9 часов утра на углу Красной и Ростовской улиц проезжающим на большой скорости «мотоциклетом» №4 с пассажиром-гимназистом был изувечен старик. При падении старик сильно ушиб голову. С трудом его привели в чувство и отправили в городскую больницу, благо, что она находится неподалеку от места происшествия». Вероятно, это одно из первых ДТП, совершенное еще достаточно редкими в Екатеринодаре «мотоциклетами».

В том же 1910-м в Екатеринодаре появились первые, как сказали бы сейчас, стритрейсеры — уличные гонщики.

— Мирные автомобилисты превращаются в грозных рыцарей, а гуляющая публика — в стадо испуганных овец. В клубах пыли и бензинового дыма трудно уловить происходящее. Слышны лишь звуки рожков, окрики перепуганных кучеров и голоса протестующей публики. Но рыцарям нет дела до производимого ими переполоха. Они с быстротой молнии мчатся по улице, все больше и больше усиливая ход автомобилей. Какое дело автомобилистам до того, что в результате их гонок окажутся перепуганными дети, задавленными люди? Они устраивают гонки,
— писал местный репортер Богданов.

В 1914 году городской управой было зарегистрировано уже 29 автомобилей. Их движению по Красной улице, переименованной в Николаевский проспект, стали мешать опоры электрических трамвайных линий. Пришлось их демонтировать и перенести на обочины проезжей части.

Врангель на «Фиате», а Шкуро — на «Форде»

К началу лета 1919 года по Екатеринодару раскатывали 44 автомобиля, главным образом иностранного производства. У председателя Кубанского краевого правительства был «Оверланд», у войскового атамана Кубанского казачьего войска — «Руссо-Балт» и «Кадиллак», у походного атамана — «Гудзон», а для почетных гостей — «Комник». У барона Врангеля — «Фиат», у генерала Шкуро — «Форд» и «Студебеккер», у генерала Улагая — «Непир» и два «Фиата». Иные должностные лица и военное командование имели для передвижения «Опель», «Рено», «Бенц», «Адлер», «Мерседес» и другие авто.

С приходом в Екатеринодар советской власти началась тотальная постановка на учет автомобилей, в том числе и принадлежащих частным лицам. И опять же, скорость легковых автомобилей и «мотоциклетов» не могла  превышать 20, а для грузовых — 10 верст в час.

Фото: Государственный архив Краснодарского края

«Индейцы» провожали автобус криками «ура!» и… матом

В это время в городе организовали общественный автомобильный транспорт. В ноябре 1928 года Автопромторг открыл первое в городе регулярное автобусное сообщение на Дубинку по маршруту: «Городской сад — Исправительный дом» (бывшая Екатеринодарская тюрьма).

— 12 ноября установлено регулярное движение по маршруту Горсад — Исправдом через Красную на Дубинку. Автобусы ходят аккуратно, но незаметно, чтобы ими пользовались рабочие. Этот транспорт им не по карману: плата 25 копеек за конец, безусловно, для рабочего непосильна,
— вышла в этот день заметка в местной газете.

Месяц спустя новый маршрут вновь подвергся критике: газета опубликовала пришедшее в редакцию письмо жителя Краснодара, недавно переехавшего в город и пораженного его нравами.

— Индейцы провожали автобус криками «ура!» и матом, а затем индейская молодежь, парни лет 18-20, принялись бомбардировать автобус камнями, грязью, палками и конским пометом. Сосед спокойно сказал: «Это Индия шалит». Вероятно, речь шла об одном из не совсем благополучных районов — Дубинке — с его живописными обитателями — «индейцами» из «Индии»,
— писал автор корреспонденции.

В июле 1928-го в Краснодаре случилось еще одно довольно знаменательное событие: он получил два легковых автомобиля-такси «Рено» для обслуживания госучреждений по вызовам: до этого «таксовали» только частники.

В феврале 1941 года вышли из печати «Правила уличного движения по городу Краснодару». Издание было актуальным: городской автотранспорт насчитывал уже более полутора тысяч автомобилей (хотя на ходу были только 896 — остальные простаивали из-за неисправностей и отсутствия авторезины). А в краснодарских объявлениях наряду с обычными: «Завод «Октябрь» покупает сено и лошадей или «Приблудилась коза на горогородах (ул. Огородная) все чаще стали появляться следующие: «Меняем автомашину ГАЗ-АА полуторатонку на «пикап» или «Курсы шоферов объявляют набор в группы переподготовки».

И вот в это время, можно сказать, автомобиль из предмета роскоши окончательно стал средством передвижения.

Материал подготовила Марина Аванесова