Строили комсомольцы, солдаты и заключенные
Но начнем мы с истории возникновения гидроузла, которая напрямую связана с рисоводством в Краснодарском крае. Наш регион стал рисоводческим в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Тогда осушались знаменитые местные плавни, затапливались сотни гектаров земель, на них выжигался камыш, выкорчевывались деревья. Первые ирригационные системы строили вручную с помощью лопат, мотыг и конных тележек. В 1931 году под рис было занято уже 1400 гектаров, с каждого из них взяли по 19 центнеров зерна. Это был настоящий прорыв для самой северной страны мира, в которой выращивается эта теплолюбивая культура.
Однако рисоводство у нас начало активно развиваться в 60-70-х годах, когда был создан ключевой элемент инфраструктуры рисовой отрасли, — оросительные системы. Начали применять новую технологию, заключавшуюся в строительстве рисовых чеков, которые имели выход к реке и могли заполняться и осушаться самотеком. Тогда-то и было решено построить на реке Кубани, конкретно — в окрестностях станицы Федоровской Абинского района, подпорный гидроузел.
— Подпорный — потому что он буквально подпирает воду, — объясняет «КИ» замначальника отдела капитального строительства ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» Роман Борисенко. — Весной шлюзы плотины закрывают, и она накапливается в русле, как в ванне. Достигнув определенного уровня, вода по специальным ответвлениям уходит в рисовые чеки. А осенью, когда урожай уже собран, возвращается назад в реку.
На грандиозную стройку, стартовавшую в 1971 году, съехались комсомольцы со всех уголков Кубани, Адыгеи и соседних республик. Также к ней привлекли солдат-срочников и заключенных, последних специально доставили на хутор Екатериновский, на территории которого размещается плотина.
— Хутор, образованный в начале 1880-х годов, тогда имел всего одну улицу, на которой насчитывалось примерно 50 частных домов, и два проулка, где жили еще около двух десятков семей, — рассказывает глава Федоровского сельского поселения Илья Биушкин. — Когда же началась стройка, по соседству с ней возник поселок комсомольцев, для которых соорудили несколько длинных домов барачного типа, а рядом — такие же бараки для заключенных и казармы для солдат. Они, кстати, сохранились, только их поделили на квартиры. С тех пор Екатериновский стали условно делить на две территории: хутор — то есть историческую часть населенного пункта, и городок — тот, что возник в связи со стройкой плотины.
Несущие конструкции начали сдвигаться
Плотину, возведением которой занималась ПМК-1 Абинского района, сдали в эксплуатацию в 1967 году. Для обслуживающих ее специалистов из вновь образованного управления эксплуатации Федоровского гидроузла построили многоквартирные дома со всеми удобствами, Дом культуры, спортзал, школу, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт. Сейчас в Екатериновском насчитывается 37 многоквартирных домов высотой в два-три этажа, всего же на хуторе проживает около 1800 человек.
— Определенно, плотина дала толчок развитию населенного пункта, привлекла в него новых жителей. Часть людей продолжает работать на гидросооружении, остальные заняты в сельском хозяйстве Федоровского поселения. На нашей территории создано несколько фермерских хозяйств, а на хуторе Покровском действует самый большой в стране питомник плодовых деревьев, которые выписывают даже заграничные сады, — говорит Илья Биушкин.
Как бы там ни было, но у любого рукотворного объекта имеется срок службы. Рассчитанная на беспрерывную полувековую эксплуатацию, Федоровская плотина исчерпала этот срок четыре года назад.
— Гидроузел — это особо опасный объект, он относится ко второму классу опасности, — отмечает Роман Борисенко. — За его состоянием велось и ведется ежедневное наблюдение с записью результатов осмотра всех его систем и узлов в специальный журнал. В 2018 году были зафиксированы сдвиги несущих конструкций плотины. Этому способствовали не только естественная изношенность сооружения и подмыв основания, но и то, что по технической эстакаде плотины передвигалось огромное количество транспорта, прежде всего — большегрузы. Вообще, эстакада предназначена для обслуживания самого гидросооружения, но так исторически сложилось, что этой дорогой пользовались все желающие. В результате транспорт тоже внес свою лепту в расшатывание объекта.
Тогда по эстакаде ограничили движение транспорта, установили запрещающие знаки для тяжеловесной техники. В последнее время дорогой не могли пользоваться автомобили весом от 3,5 тонн, а это, к примеру, вес маршрутки с пассажирами. Однако знаки все время сбивали, на скоростной режим мало кто обращал внимание, грузовики продолжали ездить по эстакаде, срезая путь до Краснодара (от Федоровской до Краснодара всего 40 минут хода).
Кубаньмелиоводхоз, в оперативном управлении которого находится Федоровский гидроузел, еще в 2018 году обратился в Минсельхоз России с тем, чтобы объект включили в инвестиционную программу. Это произошло спустя год. А 16 июня 2021 года Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции гидроузла, на которую выделено 638 млн рублей.
Капремонт объекта стартовал на этой неделе — ждали окончания сбора урожая риса. Проект реконструкции рассчитан на три года, но компания-генподрядчик из Краснодара обещает завершить ее на полтора года раньше — уже весной 2023 года.
Альтернативная дорога
Федоровская плотина обслуживает рисоводческие хозяйства четырех районов края: Абинского, Крымского, Калининского и Красноармейского — всего 130 тыс. га. На них выращивается 80% всего риса Кубани. Но если гидроузел закроют на реконструкцию, не повлияет ли это на сельское хозяйство?
— Ни в коем случае, потому что этот вопрос стоял во главе угла проекта реконструкции, — подчеркивает Роман Борисенко. — Сейчас, когда урожай собран, реку перекроют с одной стороны плотины, откачают остатки воды со дна и укрепят основание объекта. В апреле следующего года Кубань «освободят» и пустят воду в рисовые чеки. На полгода, пока урожай будет расти и созревать, строители займутся капремонтом тех узлов и систем плотины, что находятся сверху. В их числе — полная реконструкция эстакады. Осенью 2022 года, когда урожай зерновых будет собран, строители вернутся к работе по укреплению основания гидросооружения, для этого перекроют реку уже с другой стороны плотины. А весной 2023 года объект полностью сдадут.
С этим разобрались. Но что делать местному населению, которое полвека пользовалось дорогой через плотину? Как людям теперь добираться до Краснодара, в котором работает немало жителей Федоровского поселения?
— Когда стало ясно, что гидроузел закроют на реконструкцию, мы обратились в минтранс Краснодарского края, с тем чтобы отремонтировать альтернативный маршрут — дорогу «ст. Федоровская — ст. Северская». Она начинается на хуторе Свердловском нашего сельского поселения, а заканчивается в селе Михайловском Северского района. Ее протяженность — 3300 метров. Прежде она была гравийной, в прошлом году этот участок дороги заасфальтировали за счет краевых средств. Время в пути по этому участку из Федоровской в Краснодар занимает ровно столько же, сколько и через эстакаду плотины, я проверял, — сообщил «КИ» Илья Биушкин.
Справка «КИ»
В состав гидроузла входят:
- водоподъемная железобетонная плотина пропускной способностью 1500 мз/с, состоящая из семипролетного шлюза, с шириной каждого пролета 12 м;
- судоходный шлюз с камерой шлюзования размером 100 х 15 м и временем шлюзования 24 минуты;
- рыбоход им. Солдатова — многоступенчатый шлюз длиной 275 м и шириной 10 м;
- земляная плотина длиной 300 м, шириной поверху 12 м и высотой 9 м, перекрывающая старое русло р. Кубани;
- канал спрямления (новое подводящее и отводящее русло) общей длиной 1460 м и шириной по дну 220 м;
- рыбоподъемник для пересадки рыбы в верхний бьеф при работе гидроузла в подпоре;
- дополнительно встроенный пролет (1982 г.) размером 70 х10 м.
Текст подготовила Наталья Галацан