Цифровые ловушки 

Двенадцать, пятнадцать, ого, двадцать две — уже лучше, сорок две. Все, дольше только в редких случаях, когда пешеходный переход проходит параллельно магистральной дороге, по которой в час пик гонят поток машин, чтобы не скапливать пробки. Этой арифметикой я занялась после того, как горожане пожаловались, мол, пешеходам далеко не всегда комфортно пересекать улицы. Через раз приходится зависать на длинных «красных» или же нестись как угорелым, чтобы проскочить на свои законные 12-16 секунд зеленого. Есть такие места в городе. 

Ради эксперимента я прогулялась с секундомером по определенному маршруту в час пик утром и вечером. Выбрала участок от Авроры до Северной, где нередко хожу пешком по дороге на работу. Замечу, что человек я тренированный и не была отягощена тяжелой кладью, детьми за ручку или иными замедляющими ход обстоятельствами.

Как шла и где останавливалась

Первая вынужденная остановка больше, чем на минуту — на пересечении Красной и Гаврилова. 

Пока красные циферки размеренно шли на убыль, я успела позвонить по работе два раза и снова уставиться на светофор. Иду быстро и очень скоро я уже на ул. Одесской. Тут, слава богу, никаких препятствий нет, а вот машины встали на красный прямо перед остановкой. Я же пробегаю мимо универмага «Краснодар», потом вдоль многочисленных витрин, банков, магазинов. Выезжающие из дворов машины корректны на удивление, пропускают. 

Следующий «привал» на Бабушкина. 

Здесь довольно сложный для пешеходов отрезок по обеим сторонам. Возле «Центра города» всегда интенсивно, а в час пик еще и пробочно. Машины, стараясь не задеть разделительные столбики, едут плотным потоком более двух «зеленых» минут, а пешеходам остается не более 20 секунд. Самые нетерпеливые отказываются ждать и едва не попадают под колеса. От Авроры до Дома союзов на светофорах я потеряла не меньше 5 минут плюс еще 1,5 — на всякие случайности у переходов.

Перекресток на Красной и Хакурате. 

Место, где пешему человеку как бы намекают: «А точно ли тебе надо на другую сторону? Может, передумаешь да повернешь обратно?» Особенно тяжело, если едешь от трамвайной остановки на Коммунаров. Красный через основную трассу зависает на 118 секунд. И приходится стоять на краюшечке тротуара возле столба, ибо все остальное отсекает серое придорожное ограждение, а тебя еще и теснят другие люди. 

Когда же заветные цвета на табло наконец сменяют друг друга, за 20 с небольшим секунд, толкаясь, успеваешь перебраться на бульвар, а впереди тебя ждет «дубль два» через другую проезжую часть. Пересечь сразу обе дороги можно, разве что, фривольным полугалопом, аки известный персонаж Ильфа и Петрова отец Федор. Так или иначе, преодоление этого перекрестка и прилегающих к нему территорий отнимет не меньше 8 минут. 

Вот и получается там 5 минут, тут 8 и так за день может набраться не менее часа. Часы сложатся в дни. Получается, что за свою жизнь в ожидании зеленого света на перекрестках мы теряем недели.
И все же благодаря светофорам удается избежать куда больших проблем и спасти человеческие жизни. Да и пешком в час пик все равно выходит быстрее при всех возможных заминках.

С чем я столкнулась

Убедилась, без «спотыканий» о светофоры пройти маршрут ни по левой, ни по правой стороне, ни по центральному бульвару невозможно. Пробежать или проехать на самокате —
вполне, но ведь речь идет именно о пешем пути.

«Головастые» регулировщики

Конечно, мой поход это всего лишь субъективное мнение обывателя. Между тем организация дорожного движения, да еще и в таком мегаполисе, задача серьезная и ею занимаются грамотные специалисты. Спросим у них, как работают светофоры и кто ими управляет? 

Как нам объяснили в департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара, управление светофорами происходит в основном автоматически. А «умных», которые учитывают реальную дорожную ситуацию в городе, уже 12. 

На случай ЧП

Но светофорами, подключенными к автоматизированной системе управления дорожным движением, управляют и «вручную» — оперативно и в экстренном случае. Как это происходит? Специалист следит за дорожным движением, используя камеры видеонаблюдения, детекторы транспорта и доступные внешние источники. Если вдруг на каком-то участке он заметил происшествие или пробки, то через программы подает светофорам команду, и они начинают работать так, чтобы разгрузить направление и пустить транспорт без задержек. Все эти программы прописаны в паспорте светофорного объекта и согласованы с департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации города и ГИБДД.

Сейчас в департаменте транспорта готовят интерактивную карту расположения всех светофоров в городе с информацией о каждом. Когда она будет готова, мы обязательно расскажем о ней. Найти ее можно будет на сайте ведомства. 

Сегодня 180-200 тыс. автомобилей — ежедневный поток маятниковой миграции, который въезжает в город. Помимо машин, которые надо впустить в крайцентр и выпустить из него, в час пик в этих же пробках стоит и общественный транспорт. Это одна сторона медали. Вторая — пешеходы. И у дорожников сегодня сложная задача — найти компромисс.

В Краснодаре сразу несколько документов посвящено, в том числе,  решению проблем транспортной сферы города: «Стратегия развития транспортной инфраструктуры Краснодара до 2034 года», Генеральный план города. Поможет и полноценный Центр организации дорожного движения как интеллектуальной транспортной системы, позволяющей, во-первых, создать приоритет для движения общественного транспорта, а также координировать все дорожные работы на территории города и оперативно решать все ситуации и проблемы, которые возникают на дорогах ежеминутно.

Делюсь подсказкой, которую я узнала из общения с «начальством» светофоров. Мы, пешеходы, тоже можем повлиять на их режим работы. Если вы убеждены, что тот или иной светофорный объект работает некорректно, и сможете это аргументированно объяснить, изложите на бумаге, что и почему вам хотелось бы поменять, и передайте обращение в департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города.

Как управляют светофорами
в Краснодаре

Календарная автоматика — когда объект работает благодаря зашитым в устройство режимам, в зависимости от времени суток. Суточный план можно установить для рабочих дней, суббот, воскресений, праздников.
Координированное управление подразумевает управление группой светофорных объектов путем последовательного включения разрешающих сигналов светофора на одной магистрали. Наиболее эффективно это работает:
 при наличии не менее двух полос для движения;
 при одинаковом или кратном цикле регулирования на всех перекрестках при транзитности потока не менее 70%;
 расстояние между соседними перекрестками не должно превышать 800 м.
Адаптивный режим (умные светофоры) — управление светофорами осуществляется в режиме реального времени, основываясь на данных датчиков и сенсоров, установленных на перекрестке. Сегодня адаптивный режим налажен на 12 светофорных объектах города, координированное управление — на 10 магистралях.