Для лиги лени: это и ужасно сложно, и ужасно весело. Чертовски вдохновляюще, запредельно стрессово, очень затягивающе и бесконечно долго (даже если речь идет о короткометражке). За эти дни можно в пух и прах рассориться со всеми, а можно стать друзьями на всю жизнь. При этом предсказать итог работы практически невозможно. Что получится — посредственная поделка или отличный фильм — вопрос, заставляющий задуматься.
Чтобы хотя бы приблизительно понять, что значит «снять свой первый фильм», давайте подробно пройдемся по каждому этапу. Спойлер: непосредственно к съемкам мы приступим лишь на пятом (!) шаге.
Шаг 1: идея и сценарий
Да, у нас есть крутые семинары, где учат создавать свои истории. Но, как правило, все это — пустая трата времени. Квентин Тарантино говорил: «Я не ходил в киношколу. Я ходил в кино». Смотрите, читайте, слушайте. Только вдохновляясь историями других, можно создать что-то свое, новое.
Прежде чем приступить к сценарию, полезно было бы сначала изложить историю в обычном формате, как прозу — чтобы понять ее и оценить со всех сторон. А уже потом поменять угол видения и представить ее на большом экране, чтобы добавить интересные киноприемы. Важное примечание: если вы не метите в кресло режиссера, не нужно выписывать все движения камеры и детали монтажа. Шаблон для сценария легко можно найти в рунете.
Уложить все нюансы построения истории в пару предложений невозможно, но все же мы добавим пару советов, которые игнорируют 90% отечественных киноделов. Диалоги могут быть гениальнейшими, но если дворник высказывает свое мнение словами академика — зритель сразу поймет, что что-то не так. К тому же одни слова мало что значат. Прописывайте буквально каждое действие героя, каждый жест.
К примеру, фантастический фильм «Пекло» понравился многим именно тем, что взаимодействия строились не только на словах, но и на «говорящем» молчании и еле уловимых движениях. Это, к слову, была заслуга не только актеров, но и сценария. Ну и напоследок — структурируйте хотя бы в общих чертах вашу историю. Авторы «Остаться в живых» писали новые эпизоды на коленке, и посмотрите, к чему это привело сериал.
Шаг 2: сбор средств и планирование
Для начала снимем розовые очки и осознаем суровую реальность — даже если ваш сценарий шедеврален и мог бы войти в историю кинематографа, деньги на его экранизацию дадут разве что ваши родственники. За примером далеко ходить не нужно: мир никогда бы не увидел оскароносный «Ла-Ла Ленд», если бы до этого Шазелл не снял потрясающую «Одержимость», на которую, в свою очередь, с превеликим трудом получил деньги благодаря короткометражке, сотканной из одной сцены этого фильма.
Шанс сразу снять то, что хочется, труд всей вашей жизни — запредельно ничтожен. А уж говорить о том, чтобы собрать какую-то прибыль с первого проекта, и вовсе глупо. В конце концов, мы здесь обсуждаем искусство, а это всегда творческое и моральное самопожертвование, которое не любит разговоры о деньгах. Но если вы готовы к такому, вот несколько вариантов, как собрать небольшой бюджет для фильма.
Первый (сравнительно быстрый) — краудфандинг. Существуют как российские, так и международные площадки. И если в вашей киноленте немного слов, вы готовы добавить субтитры и неплохо знаете английский, сразу идите на международную платформу. Максимально емко и красочно опишите историю и расскажите, где будете снимать и на что потратите бюджет.
Второй (долгий и кропотливый) — создание фан-базы. История знает много случаев, когда YouTube-блогеры начинали с трехминутных роликов с простым, как валенок, сюжетом, а с приходом подписчиков приступали к серьезным коротким метрам. Отличный пример — Viva La Dirt League, где компания товарищей уже спокойно задействует массовку для съемок, а фанаты просят у них полноценный фильм.
Если вы в итоге соберете какую-то сумму, придется очень кропотливо рассчитать, куда ее тратить. А пунктов будет немало: команда, локации, реквизит, техника, содержание (еда, транспорт, аренда), маркетинг. Сразу маленький совет для экономии: географически близкие друг к другу сцены стоит снимать подряд, чтобы не тратиться на передвижение. Да, хотелось бы поочередно, но такой привилегии не было даже на съемках «Хоббита», где начало и финал с главным героем отсняли в один день.
А вообще, мастер независимого кино Джон Кассаветис говорил: «Чтобы снять фильм, нужно испытывать искреннее пренебрежение к деньгам». Рекомендуем прислушаться к его мнению. В конце концов, фильм ужасов «Паранормальное явление» был снят в стиле псевдодокументалки и не претендовал на высокое художество, но при бюджете в 10 тысяч долларов собрал 200 миллионов.
Шаг 3: сбор команды
Если мы говорим не о том случае, когда вы с компанией друзей решили снять «Аватар», то вот какой будет расстановка сил на вашем проекте. Для начала вам придется совместить сразу несколько профессий: режиссера, сценариста, продюсера, а, возможно, еще и ассистента, и монтажера.
Актеры — их легко можно найти среди знакомых. Между прочим, десятки нынешних звезд начинали слесарями и таксистами, а оказались великолепными лицедеями. Студенты театралки — тоже ребята замечательные. Здесь главное с умом провести кастинг. Камеру ставьте как можно ближе к лицу, чтобы понять, зажимается ли актер перед объективом. Выбрали нескольких — поставьте их рядом, чтобы отыграли сцену. Так станет понятно, есть ли химия между ними.
И если тут можно положиться на ваше чутье, то с технической частью команды нужно работать более категорично. Хороший оператор-постановщик — практически половина качества будущего шедевра (вспомните, как Эдуард Грау в «Погребенном заживо» умудрился захватывающе снять 90 минут драмы и триллера, не выходя за пределы двухметровой коробки). Звукооператор тоже должен быть человеком, который уже давно в профессии. И неплохо было бы найти светооператора.
Шаг 4: поиск локаций и реквизита
Возможно, откроем страшный секрет, но есть сервисы, где бытовые и прочие вещи можно взять в аренду. Конечно, если по ходу съемок их надо будет сжечь или сломать, то здесь придется импровизировать. Что касается локаций, то в эпоху зеленого экрана многое невозможное становится вполне реальным.
Если предполагается большое количество натуры, то придется много разъезжать с оператором и звукорежиссером, чтобы те на месте смогли прикинуть, как будет проходить съемка и стоит ли вообще здесь снимать.
Кстати, персонажам культового фильма «Клевый парень» вообще приходилось импровизировать с выбором мест — главный герой, звезда Голливуда, не знал, что снимается в фильме, и что за ним постоянно гоняется невидимая съемочная группа.
Шаг 5: съемка
Погодите расставлять камеры и выставлять прожектора. Вы прогнали сценарий с актерами? Если вы собираетесь снимать что-то посерьезнее рекламного ролика, тогда придется обсудить для начала то, что вам всем предстоит. Соберитесь с актерами, со сценарием и карандашиками в руках, отыграйте вслух все, что там написано. Поговорите об истории и внесите правки, если они будут (а это 100%).
Наверняка вы видели в кино, как режиссер на съемках ориентируется по цветным листочкам с прописанными сценами. Поверьте, это очень помогает. Как и концепты сцен, которые вы, конечно, нарисовали заранее. Художественную школу для этого оканчивать не обязательно — схематично, но подробно изобразите, что вы хотите видеть в кадре. И не стыдитесь снимать дубль за дублем, чтобы потом не грызть ногти на постпродакшене.
Впрочем, и наседать на команду ни в коем случае нельзя. Не нужно строить из себя того же Тарантино, который заставил Уму Турман сесть в гоночный автомобиль и едва не угробил актрису. Обсуждайте идеи, выслушивайте… а потом делайте так, чтобы все в итоге работали, как вы хотите (в пределах разумного). В этом и заключается назначение режиссера.
Шаг 6: монтаж
Вот было бы замечательно, смонтируйся фильм сам, как в игре The Movies — сразу в таком виде, как вы и хотели. Никаких мучений вроде «А может вырезать этот эпизод?», «Как бы добавить здесь драматизма?», «Может, перенести этот момент из конца в начало?». Наивно полагать, что с последним дублем работа над проектом закончена. Хороший монтаж сделал из «Социальной сети» первоклассный оскароносный триллер, а для Гая Ричи стал фишкой, узнаваемой любым киноманом.
В принципе, это как повторное создание фильма, только сначала для этого нужны были камера и актеры, а теперь — ползунки и «ножницы». Здесь, конечно, было бы неплохо воспользоваться услугами профессионального монтажера, но есть вполне качественные курсы, где можно познать все азы, чтобы смонтировать фильм самостоятельно.
Шаг 7: маркетинг
Если вы воспользовались вторым вариантом (создание фан-базы), то всю работу здесь сделают за вас подписчики. К слову, еще задолго до окончания съемок можно попробовать получить дополнительный бюджет, показав уже готовую часть материала — сцену, кадры.
А вот создание трейлера стоит доверить маркетологам или хотя бы парням из сообщества Trailer Music. Есть немало случаев, когда создатели (в том числе именитые режиссеры) сами делали рекламу для своего фильма, и это было печально.
Напомним, речь идет о вашем первом фильме, а потому на кинотеатры мы тут не рассчитываем. Но если у вас все всерьез и вы собираетесь продвинуть фильм на международные кинофестивали, приготовьтесь к дополнительным тратам на перевод и создание англоязычной копии. Еще нужно оформление прокатного удостоверения, которое откроет дорогу фильму в кинотеатры.
А вообще, главный маркетинг теперь нужно проводить не в соцсетях, а в кинокомпаниях. Там большие боссы смогут оценить вашу работу и как минимум возьмут на заметку. Рассылайте фильм везде куда можно и максимально нагло. Вполне возможно, что вы повторите судьбу Шазелла и сможете снять то, что действительно станет главным трудом всей вашей жизни.