Фамилия женщины включена во все энциклопедии мира, но никак не звучит в ее родном городе. «КИ» хотят исправить несправедливость. Просим считать наш материал официальным обращением в Краснодарскую межведомственную топонимическую комиссию.

Гениально смело

«Броненосец Потемкин» неоднократно признавался режиссерами и критиками лучшим фильмом в истории мирового кинематографа, а сцена на Потемкинской лестнице – легендарной. Однако история его создания была непроста и имела множество неожиданных поворотов.

В преддверии 20-летней годовщины Первой русской революции 1905 года в Москве состоялось совещание, на котором обсуждался вопрос о постановке в театрах спектаклей, посвященных этой дате. А главным событием должна была стать «большая фильма, показанная в особых рамках с ораторским вступлением, музыкальным сопровождением по специально написанному тексту».

– Его предложили написать нашей землячке Нине Агаджановой-Шутко, которая в 1924 году дебютировала в кино со сценарием «В тылу белых». Она написала фундаментальный труд «1905 год», охвативший все значительные события – 9 января (Кровавое воскресенье), железнодорожную забастовку, волнения в войсках и на флоте, происходившие в разных городах страны: Ленинграде, Одессе, Новороссийске, Баку, в том числе и Краснодаре, чему была сама очевидицей. На ее глазах, а Нина была ученицей Первой Екатерининской гимназии, разгоняли демонстрацию на улице Красной,
– рассказывает киновед, профессор КГУКИ Григорий Гиберт.

Именно Нина Агаджанова, по его словам, предложила привлечь для совместной работы и постановки картины 27-летнего Сергея Эйзенштейна: он впечатлил ее работой над фильмом «Стачки». И это было достаточно смело. Ведь режиссер в тот момент из-за разногласий с Пролеткультом находился в опале.

«Нина Фердинандовна Агаджанова – маленького роста, голубоглазая, застенчивая и бесконечно скромная – была тем человеком, который протянул мне руку помощи в очень трудный для меня критический момент моего творческого бытия. Ей поручили писать юбилейный сценарий о пятом годе. К этому делу она привлекла меня, и твердой рукой поставила меня на почву конкретной работы», – с особой теплотой писал о ней в своих воспоминаниях Эйзенштейн.

Со съемками спешили. В конце июля сняли сцены в Ленинграде, затем отправились в Одессу, где стало ясно, что сделать все по написанному сценарию к намеченному сроку невозможно. Режиссер принимает решение ограничить сюжет только событиями на броненосце «Князь Потемкин Таврический», что тоже оказалось непросто. Ведь оригинальный «Потемкин» был уничтожен, а его дублер – «Двенадцать апостолов» – оказался минным складом.

– Съемки завершили за три месяца, но монтаж отснятого материала шел буквально до последнего момента. На счастье режиссера торжественное заседание в честь революции 1905 года, в финале которого планировался показ, перенесли на несколько дней вперед. Фильм шел с антрактами, во время которых ассистент режиссера Александров на мотоцикле привозил оконченные части ленты в Большой театр. Но на последнем рывке железный конь сломался, и ему с коробкой в руках пришлось на своих двоих бежать полкилометра,
– рассказывает Григорий Гиберт.

Не жизнь, а детектив

Премьера завершилась овациями, картину ждал триумф и международное признание.

– После выхода фильма на экран многие старались нивелировать роль Нины Агаджановой в написании сценария, но сам режиссер опровергал эти попытки,
– отмечает Григорий Гиберт и приводит в пример строки из воспоминаний Эйзенштейна разных лет.

«Побольше бы таких сценаристов, как Нунэ (так по-армянски звучит Нина. — Прим. ред.) Агаджанова, которые сверх всех полагающихся ухищрений своего ремесла умели бы так же проникновенно, как она, вводить своих режиссеров в ощущение историко-эмоционального целого эпохи», — пишет он в своей статье «Двенадцать апостолов». А в публикации «Нуне» отмечает, что в разговоре с ней каждый характерный эпизод перестает быть «сухой строкой официальной истории», а «становится лакомым кусочком «детективного» жанра».

И это совсем неудивительно: ведь за плечами тогда 36-летней «старой большевички» были и подполье, и аресты, и ссылки с побегами, и жизнь под вымышленными именами.

– Любовь к синематографу у Нины Агаджановой проснулась, когда, рассорившись с родственниками, она уходит на вольные хлеба и работает аккомпаниатором в кинотеатре братьев Боммер –
с четырех часов дня до 12 ночи по будням и с 12 утра до полуночи в выходные. А первый сценарий «В тылу у белых» создаст спустя десятилетие, в 1923 году, уже на основе личных воспоминаний, записанных во время работы в советском посольстве в Праге,
–отмечает Григорий Гиберт.

После выхода фильма «Броненосец Потемкин» Сергей Эйзенштейн предлагает ей участие в своем новом фильме «Октябрь», но Агаджанова уже занята другой работой. Теплые отношения между ними сохранятся на долгие годы.

Позже Нина Агаджанова-Шутко становится заместителем заведующего литературно-сценарным отделом «Межрабпомфильма». Она продолжает писать сценарии, по которым снято множество фильмов, в том числе «Красная Пресня», «Матрос Иван Галай», «Дезертир». Пробует она себя и в роли режиссера: совместно со Львом Кулешовым ставит фильм «Два-Бульди-два».

Свои знания и опыт она передает на уроках сценарного мастерства во ВГИКе. Харизматичный преподаватель пользуется любовью и уважением студентов. И только тяжелая болезнь заставляет ее оставить лекции, но не творческую деятельность. До последнего дня она пишет мемуары и пропагандирует исключительную роль киноискусства.

Кстати, в 2020 году улицам были присвоены имена генерал-лейтенанта Александра Сапрунова, Героев Советского Союза – Якова Кобзаря, Дмитрия Мирошниченко, Николая Воробьева и летчика Рябко, а также Сергея Дудко, Бориса Розинга, Валерия Вишневского.

Память на новой улице

Мы позвонили в Топонимическую комиссию Краснодара, чтобы узнать о возможности назвать именем Агаджановой одну из наших улиц.

– Перечень имен для наименования улиц составляется по ходатайству общественников, активных горожан, депутатского корпуса, администрации города. Когда строительные компании обращаются в Краснодарскую межведомственную топонимическую комиссию с просьбой дать имена улицам будущего жилого массива, там смотрят, где это место находится и какие наименования уже есть рядом, и, исходя из этой информации, выбирают фамилии из утвержденного перечня,
– рассказывает Зорик Садоян, заместитель председателя городской Думы, председатель комитета по вопросам местного самоуправления.

Так появляются целые микрорайоны, где улицы одной тематики, к примеру, имени Героев Советского Союза или полных кавалеров Георгиевского креста.

– К нам поступают предложения и от Русского географического общества, и от спортивного сообщества нашего города. Особое внимание сейчас уделяется восстановлению памяти людей, прославивших наш город в эпоху Российской империи, то есть до 1917 года. Еще 20 лет назад о них никто и не вспоминал, будто и не было их вовсе, – отмечает Зорик Садоян.

Имя заслужившего такую честь героя утверждают в список на заседании городской Думы, но, как рассказали нам в Топонимической комиссии, мгновенного наименования улицы после этого не происходит.

– Может пройти месяц, а может и год, пока не появится обращение от застройщиков. Сейчас у нас свободных улиц нет: всем даны названия. А старые мы не переименовываем. Это исключительная практика, требующая последующего полного переоформления всех правоустанавливающих документов у людей, включая паспортизацию. Для этого необходимы веская причина и большой пакет обоснований.

По словам Зорика Садояна, с предложением о включении в перечень имени Нины Агаджановой общественники не обращались. Редакция «КИ» обязательно оформит ходатайство по этому поводу, но и эта публикация — наше официальное обращение в Краснодарскую межведомственную топонимическую комиссию о наименовании одной из улиц нашего города в честь знаменитой землячки.

Мнение эксперта

Светлана Минц, доктор исторических наук, профессор КубГУ:

– На Кубани рождается много талантливых людей. Приезжают сюда работать и остаются на всю жизнь немало знаменитостей. Краснодарскому краю есть кем и чем гордиться. Однако коммеморативная деятельность, отражающаяся в том числе и в названии улиц, позиционирует Краснодар как город воинской славы. Женские имена в названиях краснодарских улиц можно встретить нечасто. Что касается деятелей культуры прошлого и настоящего, то их практически нет. Исключение разве что улица имени любимицы советских зрителей Клары Лучко, сыгравшей красавицу Дашу Шелест в фильме «Кубанские казаки». Если на карте города появится улица имени Нины Агаджановой, активной участницы революции и Гражданской войны, женщины уникальной судьбы и редкого таланта, стоявшей у колыбели современного киноискусства, это будет заслуженно. В 2013 году вопрос об увековечивании ее памяти в топонимике города уже поднимался. Может, повторное обращение к судьбе Нины Агаджановой станет более счастливым, и краснодарцы многое узнают о знаменитой землячке и своем городе.