Архитектура Краснодара изобилует разными стилями: барокко, классицизм, модерн, эклектика. Встречается на улицах и редкий для нашей местности мавританский стиль. Бывшие особняки богатых купцов и успешных предпринимателей, гостиницы, доходные дома привлекают внимание бизнесменов: в них открываются атмосферные книжные магазины, ароматные кофейни, модные фотостудии. И каждое из этих застывших в вечности произведений искусства будоражит фантазию истинного современного урбаниста.

Любителей прекрасной старины много, но не все задумываются о том, что дореволюционный екатеринодарский  дух нужно беречь, иначе со временем он просто исчезнет, и нам нечем будет любоваться во время утреннего кофейного променада.

Восстановлением исторической среды занимаются волонтеры проекта «Том Сойер Фест». Благодаря помощи партнеров, которые выделяют средства на ремонт, в порядок приведено более 120 домов в России. Координатор по Краснодару Хельга Шошина рассказала, что таким образом за время реализации проекта в нашем городе было отреставрировано четыре двери, две находятся в текущем ремонте и одна стоит на очереди. Сейчас в приоритете «Том Сойер Фест» — дом русского архитектора и художника, нашего земляка, потомка запорожских казаков Леонида Романовича Сологуба. 

— Фестиваль «Том Сойер Фест» придумали в Самаре в 2014 году. Я живу в центре города, и для меня эта тема очень актуальна. Поехала в Самару, увидела, как они это делают у себя  (там как раз был первый сбор желающих), поучилась и вернулась в Краснодар искать единомышленников,
— рассказывает Хельга.
Фото: фонд «Внимание»

Умели делать!

В разное время фестивалю оказывали поддержку Санкт-Петербургский фонд «Внимание», занимающийся сохранением исторического наследия не только в крупных, но и в малых городах, российский дизайнер Артемий Лебедев и простые неравнодушные граждане.

С ремонтом красавицы старушки на Кирова помогла компания «Кубаньархеология», из волонтерской копилки покрыли транспортировку и некоторые расходники. Архитектор Мария Нохрина собрала эскиз домика с зеленой столяркой, чтобы участники процесса видели цель общих усилий. Один из волонтеров, специалист по фурнитуре, подобрал в Казани ручку, похожую на родную, ведь оригиналы сегодня практически не найти.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Кстати, такие ручки представляют ценность для уличных воров, их скручивают и продают на блошиных рынках, поэтому на них ставят антивандальные замки. Подходящие исторические торцевые замки удалось купить в Астрахани.

— Основная специфика работы над восстановлением двери —  многогранная палитра запахов. Сначала я очищаю ее от краски, потом вышлифовываю, смотрю, нужны ли замены.  Ведь бывает, что выгнивают целые куски, если сменялись замки, например, соответственно, остались и рытвины. Дерево для этих целей берется тоже старое, как правило, мы находим какие-то двери, которые не подлежат восстановлению,
— признается реставратор Вадим Степанов.

Мастер говорит, что с дверью на Кирова пришлось повозиться,  так как  нижние части полностью прогнили. В общем, на ее «перерождение» ушел месяц каждодневной десятичасовой работы. Но все не зря.

— Это делается не только для сохранения духа. В те времена двери были  функциональными. Этот декор и навесы создавали эффект шумоизоляции.  Да и по надежности они были замечательные, так как изготавливались из хорошей лиственницы, и она прогнивала только в том случае, если козырек где-то прохудился и шло прямое попадание воды. На Кирова так и случилось.

«Это совершенно другая история»

Изюминка, которой не может похвастать ни одна современная дверь, свидетель чужих тайн — ящик для писем. Где-то жильцы просят оставить его для шарма, а где-то за ненадобностью он запаивается. Важно отметить, что все двери являются частью жилых домов, поэтому требуется согласие жильцов.

— По-разному реагируют. Например, на Октябрьской многоквартирный дом, и одной дверью пользуются две квартиры. Так как это общедомовое имущество, нам пришлось собирать подписи. Иначе никак. Мы начнем ремонтные работы, а они потом скажут, что отказываются и хотят железную дверь поставить,
— продолжает Хельга.

Владелица дома на Кирова Татьяна специально переехала в старинный особняк, чтобы прочувствовать его атмосферу, а инициативу с обновлением восприняла с радостью. К сожалению, выяснить подробности об этом доме нам пока не удалось, известно только, что он был построен в XVIII веке.

— Если пройтись по городу, то там,  где двери отреставрированы или их поддерживают в приличном состоянии, облик здания и сама улица выглядят по-другому. Я не понимаю, как разрешили старинные двери поснимать и вместо них повесить железные? Это же совершенно другая история,
— считает Татьяна.

На заметку

Связаться с координатором можно по телефону 8 903 450 03 46.

Материал подготовила Анна Климанц