
По-разному сложились их судьбы. Кто-то прожил долгую жизнь и умер на чужбине, а кто-то — погиб в бою и награжден посмертно. Но каждый из них достоин памяти потомков.
Джигитовке учился у горцев
Одна из улиц возле станицы Елизаветинской, протянувшаяся с юго-запада на северо-восток, названа в честь кубанского казака Федора Елисеева.
— Если когда-нибудь кубанские историки составят синодик великих кубанцев, то Федор Иванович Елисеев будет в его первых рядах, — убеждена историк заслуженный работник культуры Кубани Наталия Корсакова.
Офицер Русской императорской армии, писатель, общественный деятель, организатор артистической группы «Кубанские джигиты», он объездил множество стран, написал и издал более ста трудов по истории кубанского казачества.
Федор Елисеев (1892-1987) родился в большой казачьей семье в станице Кавказской Кубанской области. В своих воспоминаниях Елисеев писал: «Вижу ее — мою родную и любимую станицу. Вижу ее, вольно раскинувшуюся по высокому кубанскому берегу, мою прекрасную, мою цветущую, вольную. Боже, Боже! Знаешь ли ты нашего горя?! Пойдем и выплачем в уединении печаль души…»
Рядом со станицей находился черкесский аул, где Елисеев научился у своих друзей искусству джигитовки и проникся уважением к традициям горцев. В семье Елисеевых гордились тем, что три сына получили военное образование и стали офицерами. В Первую мировую войну они сражались на Кавказском фронте, сам Федор Иванович участвовал в легендарном рейде сотника Гамалия в Месопотамию. За боевые отличия Федор Елисеев был награжден семью орденами.
С сентября 1918-го по май 1919 года он в Корниловском конном полку, четыре раза ранен. С осени 1919 года полковник Елисеев — командир Хоперских полков, 1-го Лабинского полка и командующий 2-й Кубанской казачьей (Улагаевской) дивизией при отступлении с боями к Черному морю и капитуляции Кубанской армии под Адлером и Сочи в апреле 1920 года.

Побег из красной России
Плен, лагеря и тюрьмы в Екатеринодаре, Костроме, Москве и Екатеринбурге, откуда Елисеев бежит в Олонецкую губернию и летом 1921 года переходит границу с Финляндией. Атаман финляндско-кубанской станицы, работа на лесопильной фабрике. Кроме самого Елисеева, на ней работали 20 кубанских казаков. В 1924 году Елисеев предложил создать артистическую группу «Кубанские джигиты» и начать гастроли в европейских государствах. И как тут не вспомнить эпизод из фильма «Бег», когда Хлудов встречает в цирке своего адъютанта, лихо гарцующего на коне? Чтобы выжить на чужбине, казаки использовали природный дар и полученные на родине навыки.
В своих воспоминаниях Елисеев писал: «Культом джигита и наездника я был захлестнут с того возраста, когда ручонками мог дотянуться до гривы лошади и взобраться ей на спину». В 1925 году, заработав неплохой капитал, группа переезжает во Францию. Здесь на Елисейских полях расположилась созданная адвокатом Саказаном и бывшим генералом Добровольческой армии Андреем Шкуро цирковая труппа, состоявшая из более чем 250 казаков.
На стадионе «Буффало» под взором десятков тысяч глаз, в косматых папахах, на гарцующих конях двигались 80 джигитов с полковником Елисеевым и лились воинственные казачьи напевы проходившего в строю хора в сто человек. В 1932 году на джигитовке в Париже с Елисеевым случилось несчастье, которое могло стоить ему жизни: он нечаянно выстрелил из пистолета не в воздух, а себе в грудь. Ранение оказалось тяжелым, средств для лечения не было. На помощь пришло Русское благотворительное общество. Так Федор Елисеев познакомился с Инной Сольницкой, которая ухаживала за ним после операции. Вместе они создали дружную и счастливую семью.
Бомбей, остров Ява и Шанхай
Полковник Елисеев занимался и общественной деятельностью. Он активно помогает Русскому зарубежному союзу военных инвалидов генерала от кавалерии Баратова. В 1930-1933 гг. в Париже Обществом ревнителей Кубани под руководством Федора Елисеева были выпущены три номера иллюстрированного журнала «Кубанское казачество» и журнал «Россия», посвященный Кубанскому казачьему войску.
В 1934 году Федор Елисеев подписывает контракт на большие гастроли в Юго-Восточной Азии. Казаки два года гастролировали в городах Индии — от Бомбея до Калькутты, на острове Ява, в Индокитае, Гонконге, Камбодже и Шанхае. Вместе с Елисеевым кубанское искусство джигитовки прославляло по всему миру более 70 казаков. «Всюду своими сложными и даже опасными для жизни выступлениями он вызывал восхищение: принц Сиама, султаны Малайи и индийский магараджа лично приезжали для того, чтобы посмотреть на прославленного джигита», — напишет историк Сергей Балмасов в своей книге «Иностранный легион».
Вторая мировая война застала Елисеева в голландской колонии, на острове Суматра.
Будучи офицером союзной армии по Первой мировой, он вступает во Французский иностранный легион в Индокитае, участвует в боях с японцами. В 1945 году, прикрывая отход батальона легионеров и спасая раненого товарища, попал в плен. После освобождения в 1946-м возвратился во Францию. За боевые отличия в легионе Федор Елисеев награждался 9 раз, в том числе орденом Круа де Герр (Военный крест) 2-й степени с золотой звездой на ленте.
В 1947-1948 годах работал с группой джигитов в Голландии, Швейцарии и Бельгии.

Был хранителем казачьих регалий
В 1949 году Федор Иванович с семьей переезжает в США. Здесь он активно участвует в общественной жизни: долгое время был хранителем кубанских казачьих регалий в войсковом музее, избирался постоянным членом Кубанского войскового совета, вел обширную переписку с кубанцами, проживающими на всех континентах, а главное — писал труды по истории. До глубокой старости был в отличной физической форме: на казачьих вечерах в Русском Доме в Нью-Йорке плясал лезгинку даже в 90 лет.
Елисеевым написано и издано более ста трудов по истории кубанского казачества, Первой мировой и гражданской войн: «С Корниловским конным полком Кубанского войска», «Нью-Йорк. 1956-1960», «Наш полк в месяцы революции 1917-1918 годов», «Нью-Йорк. 1961», «На коне по белу свету», «В Индокитае против японцев и в плену у них в 1945-м», «История войскового гимна Кубанского казачьего войска и наш полк» и др. Именно благодаря исследованиям Елисеева стала известна история создания войскового гимна-песни «Ты, Кубань, ты наша Родина», которая сейчас является гимном Краснодарского края.
В середине 60-х годов Федор Елисеев ведет переписку с единственной живой из всей семьи младшей сестрой Марией Жуковой и старыми друзьями, узнает о судьбе семьи. В своих письмах пишет о тоске по родным местам, о том, что вне Родины нет счастья. В газете «Прикубанская искра» опубликовали одно из писем, назвав его «Крокодиловы слезы белоэмигранта». Эту заметку кто-то прислал Елисееву в Нью-Йорк. Елисеев с горечью написал сестре: «Неужели до сих пор в моей родной станице Кавказской живут нелюди?» Больше писем на родину он не посылал.
Умер Федор Иванович Елисеев 3 марта 1987 года в Нью-Йорке на 95-м году жизни.
В 1924 году Федор Елисеев создал артистическую группу «Кубанские джигиты», и долгие годы их выступления проходили с огромным успехом во многих странах мира.
Текст: Марина Аванесова