Курс — на север
Территориальные проблемы возникли уже в конце 80-х. И в 1990 году Гипрогор разрабатывает новый Генплан, предлагая развивать краевой центр на север за счет сельхозземель. В нем предложили реконструировать малоценную одноэтажную застройку, уплотняя кварталы.
— Этот проект был одним из самых сбалансированных среди всех прежде разработанных, — рассказал один из разработчиков Генплана 2004 года Сергей Илюхин. — Однако он не был даже утвержден и не получил шанса на реализацию. Северный вектор развития в смутное постперестроечное время оказался незадействованным, ежегодно в краевом центре возводили лишь треть запланированного жилья. Тогда началось массовое коттеджное строительство вместо многоэтажных домов. В результате появились целые поселки недостроенных коттеджей.
С распадом Союза, когда земли левобережья оказались в другом субъекте Федерации — Республике Адыгея, территориальное развитие краевого центра еще больше затруднилось.
Пикник с видом на реку
— Наш маленький шанхай наползал на сельскохозяйственные угодья, — рассказывает Сергей Илюхин, — достиг предела своего пространственного роста, и развивать его решили за счет внутренних ресурсов. Именно тогда по заданию городской администрации и мэра Валерия Самойленко в институте Краснодаргражданпроект под руководством архитектора Любови Халимовой началась разработка нового Генплана.
В нем много внимания уделили экологии, комфорту проживания. Это и развитие водно-зеленой структуры Карасунских озер с выходом через центр к Кубани, и разворот города лицом к реке. На берегу реки, в черте города, предлагали создавать рекреационные зоны: пляжи, причалы, речные порты. Для того чтобы обогатить воздух кислородом и горожане могли вздохнуть полной грудью, предусмотрели внешний зеленый пояс и восстановление экосистемы пригородных балок и рек, таких как Сула, Осечки, Понура. Восстановление дренажной системы малых рек избавило бы город от подтоплений, а вместе с реконструкцией ливневки и новыми очистными сооружениями решило бы проблему загрязнения реки Кубань. Гидропарк Старой Кубани, парк и лесопарк севернее нового Восточно-Кругликовского района, ландшафтный парк в пойме Кубани восточнее Гидростроя, реконструкция парка на Затоне — немало из намеченного за четверть века было сделано. В том числе новый микрорайон и рекреационные зоны.
Без шума и пыли
Разработали даже карту шумового загрязнения Краснодара. Как объяснял ее разработчик Артур Данилян, бороться с шумом, как и с загазованностью городских улиц, следует путем реорганизации дорожного движения, создания объездных дорог, улиц-дублеров, зонирования территории города и распределения транспортных потоков. Озеленение и экраны вдоль дорог, заодно с удержанием пыли и вредных газов, снизит уровень шума на улицах.
Численность жителей к 2025 году определили в 825 тыс. человек, и это по оптимистическому прогнозу (реально в 2000 г. было 753 800).
Как и было определено в Генплане, реконструировали Краснодарскую ТЭЦ — с вводом двух мощных парогазовых установок. А вот задача довести емкость телефонной сети до 547 тыс. по городу и 61 тыс. в пригороде, то есть телефон в каждую семью, — себя изжила. Кто же тогда знал, что сотовая связь станет распространяться с такой скоростью и практически вытеснит стационарную!
В историческом центре упор делался на снос ветхого жилья. При этом высотные здания документ строить не запрещал, но настоятельно рекомендовал делать это выборочно, учитывая «колоритную старинную архитектуру».
Три кольца и скоростной периметр
Однако гвоздем Генплана была транспортная схема. Ведь проблема пробок и двадцать с лишним лет назад была одной из самых острых городских проблем. На градостроительных советах и прочих обсуждениях Генплана главный архитектор Любовь Халимова не уставала говорить о необходимости выноса отрезка железной дороги: от станции Краснодар-1 до разъезда Витаминного. На месте «железки» планировали создать автомагистраль непрерывного движения и скоростной трамвай.
Наряду с магистральными дорогами планировали создать три кольцевых. Малое кольцо — вокруг исторического центра, протяженностью 97 километров; Большое кольцо — в 180 километров — вдоль существующего города. Внешнее же кольцо протяженностью 443 километра охватывало область экономического тяготения краевого центра — то, что сегодня мы назвали агломерацией. Для скоростного общественного транспорта дороги планировали заглубить, сделать транспортные развязки в разных уровнях.
Площадь зеленых насаждений намеревались увеличить в четыре раза, объединив парки, скверы, бульвары и водные пространства в непрерывную мозаику, перетекающую во внешний зеленый пояс. Разработчики проектировали новые пруды и фонтаны, вертикальное озеленение стен вьющимися растениями и сады на крышах.
И уже совсем фантастично — но так заманчиво! — выглядит предложение архитекторов восстановить существующие до прихода сюда переселенцев дубравы вдоль Кубани, создание непрерывного природного кружева.
Аэродром так и не закрыли
Когда в 1996 году началась разработка Генплана краевого центра, никто не знал, что строить станут небывалыми темпами, что поток инвестиций окажется столь бурным, а транспортная схема начнет устаревать еще до начала своего воплощения. Поэтому утвержденный в 2004 году Генплан Краснодара, разработкой которого институт Краснодаргражданпроект занимался в сложных экономических условиях конца 90-х, был, что называется, Генпланом возможностей. Новый документ, утвержденный в 2012 году, стал Генпланом реальностей.
— Новый Градостроительный кодекс до 2010 года обязал каждый муниципалитет России принять Генплан развития своей территории. При его отсутствии отведение земельных участков под застройку автоматически становится незаконным, — рассказывал корреспонденту «КИ» директор городского департамента архитектуры и градостроительства Игорь Головкин в ноябре 2009 года.
Главным отличием нового Генплана от утвержденного в 2004 году стал охват всей территории муниципального образования, в том числе более трех десятков пригородных населенных пунктов, прежде не имеющих градостроительной документации.
Одним из его приоритетов стало развитие в Краснодаре промышленности, прежде всего создание Восточной промзоны. Запроектировали и Западную — вдоль новой железнодорожной ветки, которая пойдет в строящийся на Тамани порт. Западную промзону планировали разместить в районе ст. Елизаветинской и пос. Белозерного.
Вторым приоритетом развития краевого центра должен был стать туризм. Для этого Генпланом была запроектирована большая зеленая зона — около 400 га — на территории бывшего СПК «Краснодарский», там же хотели разместить и студенческий городок.
В ближайшие пять лет намеревались закрыть и военный аэродром — еще около тысячи гектаров почти в центре города, Минобороны дало согласие.
Еще один резерв, который тоже хотели активно использовать под жилую застройку, — пойменные земли между пос. Гидростроителей, ул. Бородинской и старым руслом Кубани. Под застройку планировали отдать и часть земель института биологической защиты растений — и дальше, в сторону Елизаветинской.
По прогнозу к 2050 году число жителей должно было достичь почти 2 миллионов человек.
Не поспевают наши генпланы за стремительно приезжающими понаехами!
От пробок спасет «Краснодарский транзит»
А вот как решать транспортную проблему предлагали десять лет назад.
— Снизить нагрузку позволит строительство многоярусных внеуличных надземных и подземных парковок, — комментировал схему главный архитектор Краснодара Игорь Головкин, — а также ограничение парковки на наиболее загруженных улицах. Дороги разгрузит и строительство двух транзитных кольцевых автомобильных дорог, связывающих Краснодар с близлежащими населенными пунктами, — ближнего и дальнего западных обходов города, строительство и реконструкция существующих транспортных развязок. И, конечно, строительство скоростной автомобильной магистрали и скоростного трамвая по проекту «Краснодарский транзит».
Кстати, в 2010 году (как и в последующие годы) к этому проекту на международном форуме в Сочи Краснодару удалось привлечь внимание не только бизнеса, но и членов российского правительства.
Что было сделано по генпланам 2004 и 2012 годов и что осталось незавершенным?
Своими соображениями на этот счет поделилась Любовь Халимова, главный архитектор генпланов, заслуженный архитектор Кубани.
Вдоль реки Кубань
— Был возведен Восточно-Кругликовский район, запланированная в документе парковая зона стала «городом спорта» — с Баскет-холлом и другими спортивными объектами.
Появилась общественная и жилая застройка: вдоль ул. Покрышкина и далее — район Немецкой деревни, вдоль Западного обхода — до улицы Красных Партизан, вдоль улиц Лукьяненко, Дзержинского, район Молодежный. Продолжили, как видим сегодня, застройку жилого района Гидростроителей и северной части города.
То есть, считает главный архитектор генпланов, были предложены эффективные решения развития городских территорий, отвечающие темпам строительства. К сожалению, оказались перекрыты для проезда — и в основном общественного транспорта — ул. Кирилла Россинского и ул. Солнечная. Последнюю планировали как одну из основных широтных магистралей, соединенную с магистралью «ДОН» (М-4) и ближним Западным обходом.
Продолжается разработка проектной документации перспективных направлений на восток: в район поселков Знаменский — Плодородный; и на запад: это земли, прилегающие к ст. Елизаветинской, п. Колосистому. То есть идет развитие города вдоль реки Кубань, в широтном направлении «восток-запад».
Мы видим, что при разработке нынешнего Генплана максимально поддержано и частично реализуется озеленение, это большой плюс, — считает Любовь Халимова.
Но ж.-д. стоит железно
К сожалению, была остановлена разработка проекта утвержденной в Генплане дороги непрерывного движения протяженностью 12 км в центральной части города: от ж.-д. ст. Компрессорная (с устройством пересадочного комплекса и двухуровнего перехода ул. Стахановской — Солнечной) до железной дороги Тихорецк —
Краснодар-1 с виадуком через нее. После выноса участка железной дороги в границах полосы отвода на ее прежнем месте был предусмотрен скоростной трамвай — с использованием существующих мостовых переходов и выносом элеватора (его, правда, вынесли).
— Значение выноса железной дороги для города очень велико. Новая магистраль — по трассе выносимого участка железной дороги — минимум в шесть раз увеличила бы пропускную способность, снизив транспортную нагрузку с главной улицы города — Красной, что позволило бы сделать ее пешеходной. А организация распределительного движения и съездов городских магистралей: Тихорецкой, Ставропольской, Воронежской, Северной, 40-летия Победы, Колхозной — способствовала бы ликвидации в городе автомобильных пробок, в том числе в районе Офицерского моста, — убеждена главный архитектор генпланов.
— Сегодня город имеет перекос развития в восточном направлении, надо развивать западное, в том числе на ныне существующих сельхозземлях.
До каких пор город Краснодар будет выращивать на своей территории сельхозпродукты? Западное направление очень важно, и хотя сейчас застройщики идут туда робко, но это вполне реально. И ведь не обязательно использовать эти земли только под жилую застройку. Там можно создать новый научный городок, комплексы, учебные центры — у нас сколько школ недостает! Впрочем, — завершает разговор Любовь Халимова, — какие бы проектные решения ни принимались, остановить город в своем развитии невозможно. Однако Генплан призван не тормозить, а давать направления его устойчивому развитию, утверждать основные факторы, благоприятствующие комфортной жизни человека.