Как рассказывают документы госархива Краснодарского края, предприятие было создано в 1927 году как «механический чугунно-литейный завод коллектива безработных металлистов». В 1930 году он был переименован в Краснодарский государственный завод «Октябрь». Здесь было производство колесных тракторов и запчастей к ним. 

Когда я приехала в Краснодар в 1983 году, то этот завод и его огромная труба с черным дымом — одно из моих самых ярких впечатлений. И поскольку наша редакция молодежной газеты располагалась рядом с ним, то я хорошо помню, как мы задыхались от едкого черного дыма, который валил из этой трубы.

Регулярно мы публиковали письма возмущенных горожан, которые требовали перенести из центра города вредное производство. За перенос завода ратовали и неформалы, как бы сейчас сказали, «активные горожане», которые регулярно во времена перестройки пикетировали завод, писали письма и устраивали митинги.

Но можно было так и не стараться. Эпоха 90-х сама пускала под откос крупные промышленные предприятия, которые сейчас с таким трудом возрождаются. 

В августе 1995 года завод признали банкротом, и в июне 1998 года производство было ликвидировано. 

— Я узнал, что будут взрывать трубу (а все помещения уже были  закрыты, и рабочих уволили), и пришел сюда делать репортаж для «Краснодарских известий», — рассказывает автор снимка Иван Журавлев.  —  Кругом было оцепление, никого не пускали. Как пробраться? Рядом с цирком тогда было много магазинчиков, росли кусты, деревья.

Я там хорошо знал все лазейки  и чуть ли не ползком пробрался сквозь оцепление, нашел точку сьемки.  Честно говоря,  сердце мое екнуло.  Я же начинал работать на этом заводе пескоструйщиком, это было мое первое рабочее место. По конвейеру ко мне поступали огромные детали, и я из шланга под высоким давлением их  пескоструил.  Мне очень нравилось там работать, с этого завода я ушел в армию. И здесь  встретил настоящих работяг, которым бы сейчас цены не было, — литейщиков, токарей, слесарей, они меня многому научили.

…И вот раздался хлопок, тишина, а потом взрыв. Труба накренилась, именно в этот момент наш фотокор ее и заснял. 

— Это было самым драматичным мгновением погибающего завода «Октябрь», — продолжает Иван. — Сколько горожан проклинали эту чертову трубу, которая нам не давала дышать. А когда она упала, многим так стало жаль, что даже на глазах у некоторых людей  появились слезы.