
Примерно 80% объявлений местного рынка недвижимости — откровенная липа, сообщает паблик «Любимый Сочи». Проблема актуальна не только для курорта, но и Краснодара.
«Нас вынуждали придумывать»
Как возникла тема. Несколько дней назад телеграм-каналы активно репостили письмо женщины, которая отказалась работать в одном из сочинских агентств недвижимости, скажем так, по этическим соображениям.
— История на самом деле довольно старая. Четыре года назад я переехала в Краснодарский край из Улан-Удэ и устроилась на работу в местное агентство недвижимости. Нас вынуждали придумывать объявления о продаже квартир и домов, которых в природе не существует. Мы подбирали в интернете фотографии и старались сделать это объявление как настоящее, разумеется, цены мы ставили на 30-50% ниже рынка. Клиенты хорошо клюют на такие объявления. Звонят в агентство. Это так называемые горячие лиды — люди со сформированной потребностью. В Краснодарском крае я столкнулась с этим впервые. Конкуренция в регионе, куда, кажется, устремилась вся страна, довольно высокая,
По словам собеседницы, принципы организации работы ее не устроили, и она ушла из профессии. Сейчас к продаже квартир и домов она не имеет никакого отношения.
— У меня не было задачи «мочить» агентство. Я просто поделилась своим опытом, высказала свое мнение. Возможно, не все агентства недвижимости в Сочи так работают, и мне просто попался такой руководитель,
Краснодар не отстает
Но не только в Сочи есть претензии к риелторам. Краснодар в этом плане от популярного курорта не отстает.
— Я продавал свою небольшую двушку в центре города, в районе автовокзала Краснодар II, решил делать это сам. Опубликовал объявление на всех известных мне площадках. Квартиру продавал за 3,2 млн рублей. Почти сразу после публикации на меня обрушился вал звонков от риелторов — как компаний, так и частников. А через несколько дней я увидел, что мое объявление было опубликовано другими людьми, но уже с более высокими ценами. Одно из агентств продавало мою недвижимость за 3,8 млн рублей,
По словам мужчины, покупатель на квартиру нашелся не сразу. Она была продана за несколько месяцев. Но риелторы «крови выпили много».
Навести порядок на рынке
Рынок риелторских услуг сейчас в беспорядке. Продавать недвижимость сегодня может кто угодно, а регуляторов, кроме отраслевой ассоциации — Российской гильдии риелторов —
нет.
— Действительно, сегодня в Сочи огромное количество людей могут продавать недвижимость. Один объект одновременно может продавать несколько десятков человек. И выставлять при этом разные цены. Если контракт с клиентом не эксклюзивный, повлиять на ситуацию нет возможности,
Собеседница уверена, что риелторам нужен свое-образный кодекс чести, в котором бы участники рынка установили правила игры.
— Действительно, это серьезная проблема, которая оказывает влияние на бизнес, — В Краснодарском крае банки отказывали людям в ипотечном кредите именно из-за таких подозрительных объявлений. Объектом мониторинга становится такая недвижимость, которая якобы продается в два раза ниже рынка. Разваленных сделок из-за этого куча,
Три типовые схемы
Эксперт Наталья Долгополова считает, что проблема возникла в 2016 году. Можно выделить три типовые схемы работы.
Первая, самая лайтовая: по номеру телефона в объявлении никто не отвечает, но потом перезванивают и предлагают другие объекты.
Вторая (очень хороша для иногородних): приезжайте к нам офис. Но затем оказывается, что пока человек ехал, квартиру продали. Начинается подбор других вариантов.
Третья: такая квартира есть, но продавец не в городе, а на квартиру очередь, значит, оставьте задаток, например, 50 тыс. рублей. Разумеется, деньги никто не возвращает. Клиент вынужден работать с теми, кому отдал деньги.
— Доступ в профессию нужно ограничить. Деятельность по продаже недвижимости должна быть лицензирована. Закрепление статуса агента, риелтора и агентства как обязательного субъекта сделок может позволить добиться большей чистоты сделок с недвижимостью,
Пока же специалисты советуют, чтобы клиенты внимательнее читали объявления и выбирали компании с репутацией (есть специальные сервисы с отзывами об их работе).
У фейка есть три ярко выраженных признака. Во-первых, безупречное описание, которое может не совпадать с фотографиями. Во-вторых, требование предоплаты за «бронь» квартиры. В-третьих, искажение реальных условий сделки. Например, квартира реальная, но расположена в «другом районе» города.
Материал подготовил Владимир Приходько