Федеральная антимонопольная служба России рассмотрела жалобы предпринимателей на работу маркетплейсов Wildberries и Ozon. Ведомство заявило, что в случае отказа компаний следовать рекомендациям по пересмотру спорных правил, оно примет антимонопольные меры. Об этом сообщили в пресс-службе ФАС.

Как подчеркнули в службе, новые практики маркетплейсов содержат признаки ущемления интересов как продавцов, так и покупателей. Особенно это касается малого и среднего бизнеса, на который нововведения оказали сильное давление.

Речь идет о введении Wildberries таких механизмов, как «индекс остатка товара», в рамках которого предприниматели с низким рейтингом обязаны либо оплачивать хранение по завышенной стоимости, либо соглашаться на автоматические скидки, либо вывозить товар со склада. Кроме того, жалобы касаются навязанных дополнительных услуг через «Конструктор тарифов», от которых нельзя отказаться до истечения срока, установленного площадкой.

В ФАС также напомнили о ситуации с инструментом «Привлекательная цена», когда маркетплейс устанавливал рекомендованную цену за продавца. Несмотря на добровольную отмену этого механизма с 23 сентября, предприниматели продолжают сообщать о других спорных нововведениях.

Сложности возникают и у партнеров Ozon. С 1 октября 2025 года маркетплейс изменил порядок возврата и отмены заказов — теперь такие товары автоматически отправляются на склады площадки для повторной продажи. Предприниматели лишены возможности забрать их и продать самостоятельно через другие каналы.

Кроме того, бизнес столкнулся с трудностями по вывозу продукции со складов. Забронировать время на самовывоз проблематично, а обязательства по соблюдению сроков у площадки отсутствуют. В итоге продавцы могут понести дополнительные расходы за хранение товара, не имея возможности контролировать логистику.

Экспертный совет при ФАС настаивает на пересмотре этих механизмов. Ведомство требует, чтобы маркетплейсы обеспечили прозрачные и понятные правила, учитывающие интересы малого и среднего предпринимательства.

Ранее «Краснодарские известия» писали, в России запустили новый формат онлайн-шопинга через шопсы.