
— ИгорьОлегович, 22 апреля по инициативе президента Владимира Путина пройдетОбщероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ. Как Кубань готовится к этому дню?
— Подготовка ко дню голосования идет под личным контролемгубернатора Кубани Вениамина Ивановича Кондратьева. Наша основная задача -оказать в рамках законодательства всестороннее содействие иорганизационно-техническую помощь избирательным комиссиям в подготовке ипроведении дня голосования (обеспечение транспортом, связью, приведение впорядок помещений, подъездных путей, обеспечение охраны в день голосования ит.д.). Так как голосование будет всенародным, комиссиям окажут содействие ворганизации временных избирательных участков в аэропортах, на вокзалах. Тесновзаимодействуем с муниципальными образованиями края — для координации действий.
-Наблюдение на всенародном голосовании предложено поручить наблюдателям отОбщественной палаты. Как вы думаете, почему именно так? Это новый институт, оннастолько хорошо себя зарекомендовал?
— Когда мы говорим о прозрачности и законности выборов,обязательно вспоминаем о наблюдателях. Как вы знаете, до недавнего времени этобыли наблюдатели от партий. На президентскихвыборах 2018 года появился совершенно новый институт общественных наблюдателей,команду которых формировали общественные палаты. При этом наблюдение со сторонысистемы общественных палат с самого начала строилось как инструмент, яподчеркиваю, всего гражданского общества. Это позволило обеспечить выбораммаксимальную открытость и прозрачность. Голосование по поправкам по предложениюрабочей группы будет основываться на Законе о выборах Президента РоссийскойФедерации, а Общественная палата выступит глобальным оператором общественногонаблюдения.
— Какие жеизменения предложены в Конституцию? Давайте ознакомим с ними читателей «КИ».
— Поправки в Конституцию — это прежде всего ее усиление, а некардинальная или фундаментальная перестройка. Именно об этом говорил президентстраны в своем Послании Федеральному Собранию. Он заявил тогда, что КонституцияРФ свой ресурс не отработала и в изменениях не нуждается, однако ее можно инужно усилить.
В общей сложности изменения коснутся более 30 статей в шестиглавах Конституции Российской Федерации.
Условно изменения можно разделить на четыре блока. Первый — о центральной власти и выборахпрезидента. Второй касается закрепленияприоритета Конституции над международными законами. Третий — социальных гарантий. И четвертая часть поправок — о структурепубличной власти.
Кратко прокомментирую некоторые пункты.
В случае если граждане одобрят изменения в ходе общественногоголосования, то, например, процедура формирования кабинета министров станетболее публичной. Вспомним, как совсем недавно формировался новый кабинетминистров. Единственный источникинформации по уже принятым решениям — СМИ. Теперь же состав правительства будетобсуждаться (за исключением силовиков) в Госдуме, в комитетах, во фракциях -причем публично, на глазах общественности.
Для силовиков и прокуроров также будут предусмотрены консультации.Их кандидатуры будут проходить через комитеты Совета Федерации.
Среди предложений по поправкам в Конституцию — множествосоциальных. Первым важным социальным изменением является закреплениеконституционной нормы о приравнивании минимального размера оплаты труда (МРОТ)к прожиточному минимуму, а пенсионные и иные социальные выплаты подлежатобязательной индексации. Фиксирование нормы именно в Конституции сделает ихнезыблемыми. Как сказал президент: «Чтобы их нельзя было отменить, если кому-тов будущем это придет в голову».
-Изменения Российской Конституции затронут не только верхние этажи власти, но ивласть «на земле» — местное самоуправление.
— Статья 132-я (о местномсамоуправлении) будет дополнена еще одной частью, в которой говорится, чтоорганы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единуюсистему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболееэффективного решения задач в интересах населения, проживающего насоответствующей территории.
Также несколько изменится 133-я статья, где говорится о правахместного самоуправления.
Ранее МСУ гарантировалось право «на компенсацию дополнительныхрасходов, возникших в результате решений, принятых органами государственнойвласти». Речь идет о средствах, которые были расходованы муниципалитетом сверхтех, что были запланированы в бюджете. Например, если ставилась задача -построить школу, детский сад. Внесенные поправки теперь гарантируют компенсациюдополнительных расходов, цитирую: «Возникшие в результате выполнения органамиМСУ во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций иполномочий, имеющих государственное значение». Для органов местногосамоуправления это означает дополнительные финансовые возможности длярешения вопросов, важных для населения.