
Два томика в обмен на авиабилеты
Для меня Дом книги в середине восьмидесятых – это целый шквал эмоций. Поскольку жили мы от него в 100 метрах, то забегала я туда довольно часто. Можно было бродить по галереям, вдыхать любимый аромат типографской краски, брать, рассматривать и даже почитывать – книги были в доступе на полках.
Середина 80-х – это время тотального дефицита. И вот однажды поднимаюсь на второй этаж, где был отдел грампластинок, а там – сумасшедшая очередь. Первый вопрос:
Что выбросили?
Был такой термин в советскую эпоху – «выбросить», значит, появиться в свободной продаже. Альбом Битлз! Кажется, это был 1986-й, когда в СССР впервые появился полноценный битловский альбом. Ноги подкашивались, но я достояла.
В Доме книги был шикарный и довольно большой букинистический отдел. Он нас очень выручал в голодное горбачевское время. Однажды мне очень нужно было уехать в Ростов, а денег на дорогу не было. Тогда я отнесла пару томиков в букинистический отдел.
На вырученные деньги – около девяти рублей – купила два авиабилета и полетела в Ростов-на-Дону.
– А для меня это был не Дом – это был Храм книги. Все, кто хоть немного был заинтересован в знаниях, приходили сюда. Можно было одну книгу сдать – другую тут же купить. Книги стоили очень дорого. На обложке могла быть цена, например, в три рубля. Но реальная цена на книгу могла быть намного больше. Я помню, что брал несколько томов Дюма в большом красном переплете – по 70 рублей. Это моя месячная зарплата в те годы,
Дом… фиги
Времена тотального дефицита 80-х годов не обошли и книги. И тогда государство придумало интересную схему – книги в обмен на макулатуру.
Нужно было собирать месяц или два макулатуру, относить ее в специальный пункт, там тебе выдавали талончик на получение книги. Помню, что я довольно долго собирала макулатуру на избранное Бунина. У этих книг была своя, узнаваемая обложка. Потом идешь с этим талончиком в Дом книги и получаешь шанс выкупить вожделенный томик.
До сих пор храню этого Бунина в своей личной библиотеке. Читать хотелось ужасно, а книги исчезали и становились дефицитом, как и все. Тогда мы доставали репринтные издания, тоже платив за них немалые деньги. А в самом Доме книги все меньше было новинок и книг как таковых.
На одном из студенческих капустников в политехе студенты сделали пародию на наш Дом книги — выкатив на сцену огромную надутую фигу. С тех пор молодежь его стала называть Дом фиги.
Количество умных людей здесь зашкаливало
Левона Акопова в середине 80-х знала вся технически продвинутая молодежь города – он начал продвигать в жизнь первые компьютеры.
– Я очень любил наш Дом книги, потому что количество умных людей на квадратный метр там зашкаливало, и, конечно, это поднимало IQ всей улицы Красной. Я приходил в Дом книги, чтобы увидеть там легенд, с которыми можно было просто поболтать и обсудить новую книгу. Вот у нас в городе был Осип Нерсесович Осипян, уникальный математик. Где можно было пообщаться с этим светилом? Конечно в Доме книги. Здесь я встречал редких, уникальных людей, для меня это было событием. И потому очень долго Дом книги у меня ассоциировался с праздником интеллекта,
В 2005 году Левон Акопов даже поучаствовал в торгах, чтобы купить часть этого уникального объекта.
– Был публичный аукцион, продавалась часть Дома книги. Я подумал – почему бы не поучаствовать. Я родился и вырос в Краснодаре. Это знаковое место для многих. Я нашел инвесторов в Москве и мы решили поучаствовать. Мы хотели там сделать такой шоурум, чтобы демонстрировать, продвигать и продавать новые технологии. Цена поднялась в восемь раз, но мы выиграли.Затем организаторы аукциона сказали предпринимателю, что проводимые торги — ошибка, поскольку это уникальное здание, памятник культурного наследия, его нельзя было продавать никому.
«Моя выставка помогала пострадавшим в Спитаке»
В декабре 1988 года в Спитаке в Армении произошло катастрофическое землетрясение. Фотокорреспондент молодежной газеты «Комсомолец Кубани» Иван Журавлев вместе с журналистом Юрием Зайцевым отправились туда за репортажем.
Кадры и текст ребята привезли страшные – люди сидят в обломках под стужей прямо на улице, жгут костры. Стадион, заваленный сотнями гробов, потому что в морге закончились места. Глаза матерей, которые потеряли под обломками своих детей.
– Мы опубликовали этот репортаж и сразу же мне позвонили из Дома книги. Нам предложили сделать фотовыставку, чтобы под нее собрать пожертвования в помощь пострадавшим от землетрясения в Спитаке. Мы сделали эту выставку. Ее разместили на втором этаже Дома книги, пришло очень много народа. Выставка там висела целый месяц и «работала» – люди приходили и жертвовали деньги,Это символ жажды образования
– Само название «Дом книги» отображает целую эпоху времен СССР, когда люди запоем читали бумажные книги, стремились, чтобы в их квартирах были книжные шкафы с самыми престижными изданиями, и стояли в очереди за талончиками в обмен на макулатуру. Такого развития, как сейчас, информационных технологий не было, поэтому для людей Дом книги был центром интеллектуальной жизни.И, несмотря на дефицит в середине 80-х, даже за книгами, купленными в обмен на макулатуру, стояли огромные очереди. Это символ жажды образования,
Кто бы это здание на сегодняшний день ни приобрел, из поколения в поколение горожане будут говорить: «А пошли в Дом книги». По-другому они называть его не будут, уверена Марина. Поэтому для нас очень важно сохранить не только это здание как памятник, но и сам его интеллектуальный дух.
Что бы там могло быть с учетом реалий сегодняшнего времени?
– Из всех книжных магазинов здесь наиболее полно представлена литература по крае-ведению и местные подарочные издания. В отличие, допустим, от сетей, где их не так много. Для нас важно, чтобы оставался именно этот пласт литературы,Большая часть пешеходных экскурсионных маршрутов либо начинается от перекрестка, где расположен Дом книги, либо оканчивается там. Поэтому всем, кто работает сейчас с туристами, очень удобно заводить гостей города в этот магазин.
– Здесь хорошо представлена казачья тематика, сувенирка в керамике, дереве. Это один из самых крупных торговых центров сувенирной продукции, хотелось бы, чтобы он развивался, – добавляет Марина Шарапова.А что сегодня?
В последний раз я заходила в Дом книги несколько лет назад, чтобы купить путеводитель по Риму. И уже тогда заметила, что книжное пространство сжимается, как шагреневая кожа.
После того как на Авито появилось объявление о продаже части магазина, люди стали бурно обсуждать эту новость:
«Заходя в магазин, чувствуешь себя в 90-х, и с тех пор ничего толком не поменялось – ни магазины, ни сервис. И продавцы работают, похоже, те же, что и 30 лет назад».
«Эпопея закончилась. Книги проиграли».
«Когда-то был легендарный книжный магазин города. Сейчас, к сожалению, площади простаивают и ассортимент скуднее. А что будет, когда его продадут? Не превратился бы в филиал Вишняковского рынка с пальто и шубами».
… Время 11 часов утра. Захожу в Дом книги. Посетителей почти нет. Зато в самом магазине – полное изобилие товаров: здесь марки, открытки, злато-серебро, пальто и шарфы, береты и пуховики. А где же мой любимый букинистический отдел? Затерялся где-то под лестницей.
– Вы книги на комиссию принимаете?
– Принимаем только антикварные.
– А какие именно?
– Я же вам сказала: антикварные!
Сюда можно водить экскурсии, чтобы увидеть в том числе и стиль обслуживания советской эпохи…
На втором этаже – выставка пальто и почти половина площадей пустуют – именно они и выставлены на продажу.
На сайте Краснодарского Дома книги сообщается, что «Дом книги не стоит на месте, он шагает в ногу со временем». Но этот вездесущий Яндекс на поисковый запрос выдает реальную ситуацию с потрохами. Ты набираешь «Дом книги», а он тебе выдает «Дом книги распродажа штор», «Дом книги Краснодар пальто» и «Дом книги Краснодар шубы». И даже выставку кошек он выдает. Но не книги.
– Что вы посоветуете на подарок близкому другу? – спрашиваю в отделе подарочной книги.
– Вот прекрасное издание: двухтомник биографий Ленина и Сталина, редкое издание. Будете брать?
– Даааа!
Цифры
2300 квадратных метров составляла площадь торговых залов Дома книги в 80-х годах, ежедневно их посещали до 5000 человек, одновременно здесь предлагалось покупателям более 15 тыс. наименований книг, брошюр и другой печатной продукции. Годовой оборот магазина к началу 1980-х гг. составлял почти 4 млн руб.
Кстати, на последней страничке книг, которые можно было купить за макулатуру в 80-е годы в Доме книги, было написано:
«Уважаемые товарищи! Использование одной тонны макулатуры позволяет получить 0,7 тонны бумаги и картона, заменить 0,85 тонны целлюлозы или 4,4 куб. м древесины. Сдавайте макулатуру заготовительным организациям! Союзглаввторресурсы».Аналогов такого проектного решения не существует
Историк Виталий Бондарь подробно изучал Краснодарский Дом книги и проводил на эту тему целые лекции. Мы ему задали несколько вопросов.
Виталий, в чем уникальность этого объекта?
– Его особенность я понял, когда еще был школьником и впервые сюда попал. Мне было 14 лет. Когда я поднялся на второй этаж, то с антресолей можно было увидеть не только весь огромный Дом книги, но и весь городской квартал. Это было незабываемое зрелище! Я тогда понял замысел архитектора. Вот это огромное остекление, когда ты видишь, как пространство магазина перетекает в пространство города… И все освещено. И вы изнутри магазина видите всю улицу, а с улицы – все пространство магазина.
Как, когда и кем было построено здание?
– Оно было создано в 1974-1977 гг. Главный архитектор проекта – Альберт Якименко. Он создал единый, доминирующий в пространстве центральной части города архитектурный комплекс, включающий собственно Дом книги и примыкающие к нему три жилых девятиэтажных дома. Полных аналогов такого проектного решения не существует. Интересен также второй этаж здания – здесь были созданы скульптором Александром Аполлоновым ленточные гипсовые рельефные композиции. Художественным фондом СССР работа А. Аполлонова была признана лучшим художественным произведением России в 1977 году. В 1978 году на глухой торцевой, обращенной к улице Красной, стене примыкающего под углом к Дому книги здания художником В.Ф. Папко было создано уникальное мозаичное панно. Это произведение завершило формирование ансамбля.
Что собой представлял Дом книги в 80-х годах?
– Это больше десятка торговых отделов, устроенных по принципу самообслуживания. Информационные и консультационные услуги покупателям оказывал справочно-библиографический отдел магазина. В Доме книги располагался и салон «Мелодия», где продавались грампластинки.
Кроме продажи товаров здесь была какая-то деятельность?
– Часть пространства использовалась как выставочная площадка: здесь организовывались выставки книжной продукции, фотографии, живописи. В конференц-зале проходили заседания Краснодарского клуба книголюбов,тематические вечера. Постепенно Дом книги и площадь перед ним приобрели значение места неформального «культурного притяжения» горожан.
Когда его признали памятником?
– 31 августа 1981 года Краснодарский Дом книги был поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения.
Какие были споры и тяжбы за это здание?
– В 1996 году книготорговое предприятие «Краснодарский Дом книги» было ликвидировано, вместо него было образовано частное предприятие. Часть помещений сдавалась в аренду: здесь расположились автомобильный салон, салоны мебели, ювелирный и посудный магазины. На протяжении нескольких лет здание магазина было «яблоком раздора» в различных спорах. Менялись собственники, но в конце 90-х ситуация стабилизировалась.
А что это за история, когда перед Домом книги разрыли котлован и собирались что-то строить?
– В 2006 году в ходе реализации проектов по реконструкции исторической части Краснодара было предложено реконструировать и Дом книги. По проекту, разработанному британским архитектором Дж. Сейфером, в пространстве между зданием и улицей Красной предполагалось возвести торгово-офисный центр. При таких обстоятельствах Дом книги как памятник архитектуры фактически должен был прекратить существование: его главный фасад становился внутренней стеной. В 2007 году площадь перед Домом книги была отгорожена от улицы Красной сплошным забором и превращена в котлован. В апреле 2008 года по требованию прокуратуры Краснодарского края работы были приостановлены, а городская администрация потребовала от холдинга, ведущего работы, восстановить здание в первоначальном виде. На сегодняшний день, несмотря на изменения во внешнем облике, здание Дома книги выступает зримым памятником эпохи, ярким образцом советской структуралистской архитектуры.