
Что происходит, когда такие крупные города, как Краснодар, перерастают свои границы и превращаются в агломерации, ультраполисы, мегагорода? Какой бы термин ни использовался, суть одна: именно они стали играть ведущую роль в экономике. Эксперты «Краснодарских известий» — доктор экономических наук Александр Полиди и руководитель проекта разработки Стратегии «Краснодар-2030» Евгений Панасенко — рассказали, какие факторы способствуют и, наоборот, мешают развитию Краснодарской агломерации.
В последнее время часто слышим словосочетание Краснодарская агломерация, и мало кто понимает ее суть. В чем она заключается?
Александр Полиди: Агломерация (от латинского agglomero — присоединение) — это компактное скопление населенных пунктов с интенсивным развитием производственных, транспортных, строительных, научных и культурных связей. Есть авторитетное мнение, что к 2050 году вся экономическая активность в мире будет сосредоточена не в конкретных странах, а в 600 агломерациях. Это неформальное объединение территорий. На сегодня нет такого юридического понятия, закрепленного действующим законодательством, как «агломерация». И тем не менее она у нас уже сформирована. Причем речь идет о межсубъектной агломерации, поскольку она затрагивает территории Адыгеи. Благодаря агломерации центр деловой активности Адыгеи, формирующий большую часть ее валового продукта, находится рядом с нашим городом.
Выгодно ли это для инвесторов?
Александр Полиди: Агломерация — это хороший толчок к развитию. Она не подразумевает слияния — это союз самостоятельных муниципалитетов, которые действуют согласованно.
Евгений Панасенко: Давайте смоделируем ситуацию: в Краснодар приезжает инвестор, который готов вложить средства в переработку АПК. По-хорошему, краснодарские специалисты должны порекомендовать Динской район, где расположен индустриальный парк. Но сколько еще проработает специалист управления, который, по большому счету, своей рекомендацией уведет инвестора? В лучшем случае день. Поэтому пока не сформируют понятных правил игры с точки зрения взаимодействия между муниципалитетами, агломерации будут существовать хаотично. Остается открытым вопрос финансирования агломераций: за чей счет муниципалитеты должны решать совместные задачи?
Что еще мешает развитию агломерации?
Евгений Панасенко: На федеральном уровне вопросами создания пилотных агломераций, куда как раз-таки вошла Краснодарская, занимается вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Должны быть разработаны правила игры и нормативно-правовые акты. Все это в конечном итоге и станет способствовать грамотному развитию агломераций.
Как это может работать?
Города и районы, которые входят в состав агломерации, смогут вместе воплощать в жизнь инфраструктурные проекты. Например, решить проблему водоотведения. В Краснодаре работы по водоотведению Балки Осечки можно проводить только до границ Динского района, а куда будет выливаться вода — неизвестно. Потому что один муниципалитет не имеет права тратить деньги на реализацию проекта в границах другого муниципалитета. А что дальше? Динской район изыскивает средства на продолжение проекта. Но есть и другой вариант: два муниципалитета кооперируются и реализуют проект вместе, что со всех сторон целесообразнее.
Краснодарская агломерация предусматривает: Краснодар, Горячий Ключ, Северский и Динской районы, часть Тахтамукайского района Республики Адыгея.
Без оглядки на другой регион
Своим видением развития агломераций вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поделился с журналистами «Российской газеты». В частности, вице-премьер подчеркнул, что мировой тренд, мимо которого не сможет пройти Россия, — это развитие агломераций:
— В нашей стране, по разным оценкам, формируется около 40 агломераций, из них 27 обладают передовым и научно-инновационным потенциалом. Для развития агломераций необходим прежде всего единый подход к инфраструктурному планированию, инфраструктурное обустройство их территорий, привлечение человеческого капитала. В перспективе для городских агломераций целесообразно разрабатывать собственные планы инфраструктурного развития.
Для этой цели, по словам Хуснуллина, планируется создать институт пространственного развития, который станет сопровождать градостроительное развитие агломераций. Кроме того, будут отобраны так называемые опорные пункты, которые призваны сыграть большую роль в развитии внутри территорий. По предварительной оценке, это будет 2,1 тыс. населенных пунктов. Все это не означает, что в будущем власти собираются заниматься только агломерациями и опорными пунктами. Но упор нужно будет сделать на эти точки, которые смогут дать самый большой прирост в экономике.
Вице-премьер пояснил:
— Сейчас каждый муниципалитет должен разрабатывать свой генеральный план. И генпланы соседних городов, а особенно соседних регионов, часто никак не связаны друг с другом. Людей не волнуют границы административные. Не должен человек в одном регионе жить лучше, а в другом, через административную границу (зачастую это расстояние в 100 метров) — хуже. Задача — организовать единую среду качества жизни. Независимо от административных границ.