
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил в эфире радио Sputnik, что в России нет прямой зависимости между ценой нефти и стоимостью бензина. На внутреннем рынке работает особая формула ценообразования, по которой цена топлива не определяется напрямую котировками нефти.
По словам эксперта, большая часть стоимости одного литра бензина — это не нефть, а налоги и сборы.
Около 80% цены в литре бензина или дизеля – это всевозможные налоги, сборы, которые идут в бюджет страны,
— подчеркнул Юшков.
При снижении мировых цен на нефть, государственные доходы от налога на добычу полезных ископаемых уменьшаются. Чтобы сохранить доходы, правительству приходится увеличивать компенсации переработчикам нефти, чтобы те продолжали работать с рентабельностью. Однако такие компенсации бьют по бюджету, и в условиях ограниченных ресурсов их сокращают. Тогда переработчики начинают перекладывать расходы на потребителей.
Эксперт отметил и работу механизма демпфера. С его помощью государство компенсирует переработчикам разницу между внутренними и экспортными ценами на топливо.
Государство возвращает переработчикам разницу между тем, сколько они бы заработали за границей и сколько зарабатывают внутри страны. Это делается, чтобы им было все равно, куда отправлять продукт – на внешний или внутренний рынок. Но когда доходы бюджета сокращаются, у властей возникает соблазн сократить выплаты, добрав недостающие средства с внутреннего рынка – через рост цен,
— рассказал Юшков.
Таким образом, рост цен на бензин в России происходит не из-за рынка нефти как такового, а по причине специфики внутренней экономической модели и налоговой нагрузки.