В катастрофе 2007 года участие в ликвидации принимали химвойска, решения принимались оперативнее. Сейчас надо делать поправку на текущие условия. Вместе с экокатастрофой пришла еще одна проблема: очень сильные штормы. Ветер пригнал огромное количество мазута на анапские пляжи, большую часть выбросило на берег. Пришлось убирать эту огромную массу вручную, — вспоминает эколог Светлана Смирнова.

Эксперт специализируется на лечении птиц. По ее словам, голый энтузиазм волонтеров разбился о жестокие реалии: им говорили о том, что выживаемость птиц составит 5–10%, однако раздосадованные люди обвиняют в смерти пернатых эфемерных «врагов».

Птицы – вершина айсберга. Что творится под водой мы не видим, а птицы – маркер этой трагедии. Я присутствовала на аналогичном выбросе в 2007 году, тогда в первую очередь пострадали поганки, питающиеся рыбой, — подчеркнула эколог.

По ее словам, волонтеры выполняют героический подвиг. Однако гуманнее было бы после очистки отпускать птиц доживать свой срок на волю. Необходимо понимать, что шансов выжить у них практически нет, на уровне 5–10%.

Птиц волонтеры не спасают, а именно отмывают. Это необходимо было пояснять каждому пребывавшему волонтеру, чтобы не вводить людей в заблуждение.

Спекулянтов на этой теме много. Мы проводили вскрытие погибших птиц, у всех одинаковая картина: сожжен желудок, оттек легких, практически отсутствует печень, смерть от инфаркта миокарда. Мазут попадает в организм не только через кожу: намного опаснее, когда птицы употребляют его, очищая крылья, — рассказала Светлана Смирнова.

Эксперт подчеркнула, что у пернатых высокая температура тела, из-за чего мазут быстро нагревается и появляются токсичные испарения. Есть мнение, что если птица загрязнена более чем на 10%, она практически обречена.