Екатеринодар

Казачий, войсковой период (1793-1867). От архитектуры того времени на наших улицах сегодня почти ничего не осталось. Этот период фактически утрачен. На рубеже войскового и последующего, уже светского периода развития Екатеринодара можно назвать творения братьев Черников Ивана и Елисея. Главный проект Ивана — Войсковой собор имени Александра Невского, строительство окончено в 1872 году. Елисей Черник — автор проекта Мариинского женского училища (заложено в 1868 году, в 1902 году преобразовано в институт уже новое здание).

Эпоха после земской реформы — первая золотая эра в истории города для талантливых архитекторов (1867-1917). По признанию современных экспертов, именно в эти годы и была сформирована значительная часть культурного слоя Екатеринодара-Краснодара.

Николай Петин, Михаил Рыбкин, Иван Мальгерб, Василий Филиппов, Александр Козлов, талантливый хулиган от архитектуры Гавриил Никитин… Настоящее созвездие имен, которые трудились и оставили свой след и в других российских городах. А в наследство нам остались Зимний театр, купеческие особняки, гостиница «Метрополь», водолечебница имени Софии Бабыч, Кубанский Мариинский институт, почтамт и многие другие здания.

Краснодар

В советское время пришла вторая золотая эра зодчества, она началась сразу после войны и продолжилась в 50-60-е годы. Именно этот период создал тот Краснодар, который среднее и старшее поколение и считает добрым старым Краснодаром. В этот период в городе начинается и строительство микрорайонов.

Надежда Сухановская, Михаил Ишунин, Александр Титов, Александр Ожиганов и определили лицо Краснодара. Например, Дом Советов (ныне — администрация края) Надеждой Сухановской планировался 15-этажным, со шпилем. Но шпиль отменили. Говорят, их очень не любил Никита Хрущев. Гостиницы «Краснодар», «Центральная» на Мира и Красной, библиотека им. Пушкина, театры драмы и оперетты. Александр Ожиганов задумал и отрезок бульвара по Красной — от Хакурате до Одесской.

А в 60-е-80-е годы интересные здания спроектировал Олег Кобзарь: это здание универмага «Краснодар» и знаменитый дом-«волна».

90-е годы — период, когда в городскую архитектуру врывается точечная застройка. Начинает хаотично расти вверх и раскрепощенный от прежних ограничений частный сектор. Застраиваются поселки на окраинах Краснодара. Тогда же появилось и безобразное новое лицо улицы Северной по принципу: кто во что горазд.

В середине нулевых была объявлена реконструкция центра Краснодара. В силу разных причин (одна из главных — мировой финансовый кризис 2008 года) в полном объеме, как задумывалась, она так и не реализовалась, зато размножила объекты точечной застройки.

Десятые годы — время бурного строительства новых районов повышенной высотности. Какое наследство оставят последние 30 лет застройки потомкам?

Мы попросили экспертов ответить на два вопроса:

1. Какой архитектурный период в истории Краснодара вам нравится больше всего?

2. И что все-таки не так стало с краснодарской архитектурой и когда?

Куда исчезли ансамбли?

Анатолий Мокроусов территориальный планировщик:

— Мне нравится эпоха, когда дома проектировали Николай Петин и Михаил Рыбкин. Считаю одними из самых красивых зданий в городе — нынешний Дом офицеров, Театр защитников Отечества. Здание построено в 1913 году по проекту Михаила Рыбкина, и там изначально находилось «Второе общественное собрание», в 1918 году здесь был первый Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов. Домом офицеров здание стало сразу после войны, в 1946 году. Там же — следующий квартал улицы Красноармейской, эти дома идут подряд: архитектор Василий Филиппов спроектировал здание женской гимназии, а Николай Петин — первой мужской гимназии. А посмотрите на Свято-Ильинский храм — Ильинскую братскую церковь, за проект которой архитектор Николай Петин не взял ни копейки!

О том, что строится сегодня, скажу так: есть неплохие решения, но я бы назвал все это вертикальными бараками. Главная же проблема состоит в том, что у нас отсутствует ансамблевая застройка кварталов и улиц. Исчезла, она, к сожалению, и там, где была спроектирована изначально, в результате последующей эксплуатации.

А ведь наш исторический центр в свое время застраивали именно ансамблями. Сегодня же мы их уже не видим на наших улицах.

Ансамблями проектировались и строились Черемушки, хотя их и называют сейчас «хрущобами». Дома уже старые, в них маленькие квартиры, но сама застройка была ансамблевой и комплексной — со всем, что нужно для жизни: дорогами, инженерными сетями, медициной, образованием. Комсомольский и Юбилейный микрорайоны задумывали, проектировали и изначально возвели, четко соблюдая принцип ансамблевой застройки. А позже их стали активно достраивать. И принцип ансамблевой застройки был разрушен.

«Вернуть гуманитарный вектор развития улиц»

Виталий Бондарь, краевед:

— Наиболее ценные составляющие городского пространства оставили нам архитекторы конца XIX — первых полутора десятка лет ХХ века.

Что касается войскового периода — самого первого в истории нашего города, я не согласен, что его архитектура утрачена полностью. Значительно переделанные, но есть Дома Кухаренко и Бурсака. Есть Скорбященская церковь на территории первой горбольницы 1842 года постройки. Возводилась церковь стараниями протоиерея войскового Воскресенского собора Кирилла Россинского на пожертвования казаков и на средства войскового полковника Гулика.

Буквально несколько лет назад, к великому сожалению, не стало последнего флигеля Екатеринодарской крепости. На наших периферийных улицах сохранились еще отдельные постройки, преимущественно жилые дома. Совершенно точно отнести к войсковому периоду я их не могу, но есть определенные признаки: плоский широкий деревянный карниз и другие — косвенные. Чтобы датировать строение, нужно изучать каждый объект.

В городе должна быть градостроительная политика, а ее не стало с начала 90-х годов. Классический пример — здание правосудия в начале улицы Красной. Что бы о нем ни говорили, само по себе оно интересное: у него есть ордерность, колоннада. Я бы мог даже сказать, что оно мне нравится, но только не в этом месте. Оно не должно стоять в плотной городской застройке. Не в контексте зданий, которые ниже его. Оно не должно подавлять окружающую застройку.

В определенный момент в Краснодаре его исторический центр сформировался как целостный культурный ландшафт, это конец 70-х — начало 80-х годов. В таком виде его и нужно было сохранять.

В 2018 году был установлен предмет охраны исторического поселения. Затем на его основе внесли изменения в Правила землепользования и застройки. Ограничения включены в Генеральный план. Теперь важно их соблюдать. Но ведь многие думают: а как бы обойти закон? Гуманитарный вектор развития городских улиц исчез примерно в конце 90-х годов. На первый план вышли только интересы бизнеса.

«Все беды — от точечной застройки»

Елена Перетриева, историк:

— Меня очень заинтересовал, и я внимательно изучаю период послевоенного восстановления Краснодара и строительства 50-60-х годов (Надежда Сухановская, Александр Титов, Александр Ожиганов). Несмотря на трудные послевоенные годы, несмотря на скудные средства, были восстановлены красивые здания по улице Красной. При восстановлении, достраивании третьих этажей старались придерживаться их стиля, не разрушать его. А вот сейчас этого принципа часто не придерживаются.

Считалось, что после трудных военных лет людям нужно дать хотя бы кусочек культуры, изменить их жизнь. И во всех новых районах строились клубы, кинотеатры. Для меня загадка, как в тех условиях был отстроен целый город. Отреставрировали кинотеатр «Кубань». Построили «Октябрь» и «Северный»: первый одновременно с Черемушками, а второй при застройке Северной, в той части города. Чтобы людям было куда пойти.

Я думаю, что Краснодар стала портить точечная застройка. Хорошо, что сейчас городская власть начинает реставрацию объектов культурного наследия, и отношение к историческому центру меняется. Но некоторые «особо выдающиеся» здания из стекла, бетона и сайдинга уже никуда не уберешь. Это же касается и хозяев частных домов, которые тоже и сайдингом отделывают дома, и убирают крылечки, навесы, и двери, что сохранились с прошлых времен, для своего удобства меняют на железные. Пора прекращать такое варварское отношение к наследию.

«Чтобы потомкам тоже было что сохранять…»

Андрей Анашкин, председатель комитета городской Думы Краснодара по строительству, градостроительной и архитектурной деятельности:

— Сегодня нужно решать задачу, поставленную губернатором Краснодарского края: уходить от точечной застройки и максимально переходить на комплексное освоение территорий со всей необходимой социальной и инженерной инфраструктурой. Чтобы в этих районах было красивое архитектурное решение фасадов. А оригинальная подсветка зданий становилась украшением новых микрорайонов. Обязательно нужны и новые современные архитектурные объекты. Новые микрорайоны должны стать еще и зелеными, и красивыми. Для этого мы, депутаты, регулярно проводим субботники вместе с жителями города по высадке деревьев.

У нас есть предмет охраны — историческое поселение в центральной части Краснодара. Это то, что нам оставили в наследство наши предки. И мы сегодня обязательно должны постараться и сохранить наш красивый исторический центр со всеми объектами культурного наследия. Но и современный город тоже должен стать красивым, чтобы спустя 50-100 лет нашим потомкам тоже хотелось сохранить Краснодар двадцатых годов нынешнего столетия.