Что произошло

3 июня в одном частном детском центре гуманитарного и творческого развития для детей и взрослых произошел неприятный инцидент. Во время перерыва дети бегали по коридорам учреждения и шумели. Это разозлило одну из педагогов, которая поймала за руку маленькую девочку и заперла в туалете. Затем женщина пришла с ножницами и отрезала клок волос ребенку. Причины и мотивы произошедшего выясняют правоохранительные органы. Мать девочки Анна рассказала, что дочь была в ужасе.

— Испуганный ребенок с чужой тетей в туалете с ножницами в руках, обмочился, и молча сидел и ждал, пока «педагог» закончит стрижку. Я пошла выяснить, что случилось, и поговорить с «педагогом». Еле сдерживаясь, нормальным тоном и без матов, спросила: «Это вы сделали?». На что женщина стала орать, «что сделала это, чтобы довести до вас и родители увидели,
— поделилась Анна.

Женщина переживает по поводу психологического состояния – ребенок боится выходить на улицу после случившегося.

 Через месяц, 4 июля, краснодарцы узнали о том, что воспитанники частного детского сада в городе во время прогулки нашли возле площадки таблетки без опознавательной маркировки и съели их. Дети сами признались в этом воспитателю. Чтобы избежать отравления, взрослые вызвали скорую помощь и дошкольников доставили из детсада в больницу. Затем без каких-либо осложнений их передали родителям.

Как рассказал начальник пресс-службы УМВД России по Краснодару Артем Коноваленко, правоохранители осмотрели территорию возле детсада и обнаружили контейнер с более 100 таблетками без маркировки. Их отправили на экспертизу для установления содержащихся в них веществ. Сейчас проводится проверка.

На первый взгляд, эти случаи не связаны между собой. Два учреждения различной направленности, разные дети. В одном – жестокость педагога, в другом – недосмотр воспитателя. Но есть у них кое-что общее. Оба инцидента произошли в частных организациях, а к фигурантам есть некоторые вопросы по поводу профессиональной компетенции. Не будем примерять судейскую мантию и молоток – действия сотрудников учреждений будут оценивать полицейские и прокуратура, которые тщательно выяснят все обстоятельства. Вопрос, который интересует теперь родителей – кому доверять своих детей?

Дороже — не значит качественнее

Замглавы Краснодара Лилиана Егорова отмечает, что родителей, которые отдают детей в частные учреждения, можно понять. Выбор в пользу частных дошкольных заведений был особенно актуален во время тотальной нехватки мест в государственных детсадах. Теперь же, когда социальный конвейер в Краснодаре работает в полную силу, и в городе, как грибы после дождя, появляются новые учреждения, стало гораздо проще устроить ребенка в муниципальный садик.

— В Краснодаре запущена такая масштабная стройка соцобъектов, что, думаю, вопрос с наличием мест будет решен. Вот, к примеру, глава города Андрей Алексеенко на днях рассказывал о том, что до конца этого года начнется строительство нового детсада в районе улиц Кирилла Россинского и Батуринской. Этой осенью в Губернском микрорайоне заработает ещё один новый детский сад. Он сможет принять 300 детей,
— подчеркивает Лилиана Егорова.

При этом она акцентирует – частные заведения – это неплохо, но они должны строго соответствовать требованиям.

— Я очень хорошо отношусь к любым видам образовательной деятельности, неважно частная или государственная. Но она должна быть в рамках закона и под контролем соответствующих инстанций. Муниципальные дошкольные учреждения Краснодара все без исключения имеют лицензии и находятся под тотальным контролем всех ведомственных служб. Случаи, о которых мы говорим, просто недопустимы! Конечно, и в муниципальных садиках и центрах могут возникать какие-то инциденты, но такие – никогда,
— рассказывает вице-мэр города.

Детский центр работал без лицензии. У Егоровой возникает вопрос – кто же тогда позволил ему организовать образовательную деятельность?

— Я обращаюсь ко всем родителям: прежде чем выбрать любое учреждение, проверяйте документы: лицензию на ведение деятельности, санэпидемиологическое заключение, документы, подтверждающие квалификацию руководителя и воспитателей, программу обучения. Что касается другого случая, в детсаду «Калинка», там, насколько я понимаю, у организации нет своей прогулочной зоны. Кроме того, большой вопрос к воспитателю – как она могла допустить, чтобы дети съели эти таблетки?

Алина Яковенко водит своего ребенка в обычный государственный детсад. Когда пришло время, Алина даже не думала по поводу частных – она отдала в муниципальный, который тщательно выбирала.

— Наш садик мне нравится, питание хорошее, воспитатели отличные, с детками занимаются. У меня вообще вся надежда только на детсад в плане занятий, поскольку у меня двое детей, а еще я работаю. Не всегда есть время заниматься с младшим сыном дома. Оплата за услуги небольшая, кроме того я получаю компенсацию. Поэтому про частное учреждение никогда и не думала,
— делится Алина Яковенко.

Сын Елены Панченко в свое время опробовал оба формата. Будучи малышом, Дима ходил в частный детсад. Мама отмечает, что результатами довольна.

— Частный детсад – это всегда индивидуальный подход к ребенку. Когда Дима был совсем маленьким, он не все продукты кушал. Я готовила ему дома и передавала воспитательнице, а та лично с ложечки кормила его моей едой. А вот в обычном саду есть строгие условия – никакой еды с собой,
— вспоминает краснодарка.

Кроме того, она рассказывает, что в частном учреждении сына приучали к горшку, учили надевать колготки. В то время в группе было только четыре человека возраста Димы, но это не мешало заниматься с ними отдельно.

— Мне нравилось, что частный детсад больше подстраивается под тебя, твою жизнь и ребенка. В муниципальных садиках есть четкие требования и правила,
– подчеркивает Елена Панченко. 

А краснодарка Мария Колесникова, напротив, осознанно отдала ребенка в государственный сад. Она уверена, что в муниципальных учреждениях более строгий контроль, постоянные проверки и четкое соблюдение СанПиНов и федеральных образовательных программ для дошколят.

— Я сама для своего сына Никиты еще до детсада приобретала книжки в соответствии с ГОСами, я знаю на своем опыте, что такое образование имеет эффект. Кроме того, я уверена в безопасности сына в государственном саду. А еще нам очень повезло с воспитателями — они нашли подход к моему ребенку, которому было сложно социализироваться в первое время. Никита ходит в детсад № 179 в Краснодаре, и я уверена в компетентности работников, что никто не обидит моего сына,
— рассказывает Мария Колесникова.

Не закономерность, но….

Конечно, не стоит сразу ставить крест на частных организациях. Неприятные случаи – это не закономерность, такое может произойти в любом образовательном заведении, и неважно, сколько денег вы отдаете за то, чтобы у ребенка было все хорошо. То же самое касается и государственных учреждений. Каждый родитель выбирает вариант исходя из финансового положения и личных предпочтений. Психолог Наталья Малышева уверена, что случившееся в детском саду с таблетками, равно как и инцидент с отрезанием волос в центре развития детей – проблемы конкретных сотрудников и их профессионализма.

— Что касается инцидента с отрезанными волосами — я считаю, что ребенок получил сильнейшую психологическую травму, и какие будут последствия, еще неизвестно. Здесь не просто жестокое обращение с ребенком, но еще и насильственные действия – против ее воли девочку удерживали в туалете. Как бы себя дети не вели, это не оправдывает действия педагога. Нужно ли забирать ребенка из этого центра – не думаю. Здесь проблема конкретного педагога и ее психики,
— высказывает свое мнение Наталья Малышева.

По словам психолога, когда взрослый ведет себя настолько неадекватно, скорее всего, в его жизни что-то не складывается, и свою злость он вымещает на тех, кто не даст сдачи.

— Это какая-то социальная проблема. Хотя не могу сказать, что в образовательных учреждениях маленькие зарплаты, нет, учителя и воспитатели зарабатывают хорошо, если не ленятся, проходят профобучение, работают над своей квалификацией. Мне кажется, нужно проверять на адекватность педагогов. А еще, по моему мнению, нужно сокращать педагогический стаж, преподаватели должны уходить на пенсию по горячей ветке и ни в коем случае не работать свыше пенсионного возраста. Ведь они сильно устают, это огромная ответственность и нагрузка, очень сложная работа,
— отмечает Малышева.

А еще эксперт уверяет – нужно усилить медицинское обследование, проводить психологические тесты среди педагогов и воспитателей, проверять перед трудоустройством у психиатра.