Успокоить движение

Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ) создал проект ГОСТа «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования». Недавно окончилось обсуждение его третьей редакции. Эксперты РосдорНИИ изучили отечественный и зарубежный опыт обеспечения безопасности пешеходов и выбрали самые эффективные, по их мнению, меры.

В частности, предлагается поднимать перекрестки на 8 см над проезжей частью, вводить ограничения скорости до 20-40 км/ч, сокращать число полос для движения или уменьшать их ширину.

В проекте ГОСТа появился термин, взятый из гонок «Формулы-1», — «шикана». Это тесно извивающиеся повороты, напоминающие своей формой змейку. Такие дороги хотят разрешить применять на протяжении не более 200 м за пределами федеральных трасс, мостов, путепроводов, эстакад и не ближе
100 м к железнодорожным переездам. «Шикана» должна замедлить движение автомобилей.

В предполагаемом документе прописаны нормативы ограничения скорости на подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам. Внутри микрорайонов они не должны превышать 20 км/ч, на улицах и дорогах местного значения — 30 км/ч, на магистральных улицах районного значения — 40 км/ч, на загородных дорогах — 70 км/ч. В предложенных ГОСТах указаны параметры новых пешеходных переходов. Вблизи школ и детских садов их планируют поднять над дорогой не выше 7-15 см, в зависимости от бордюра.

Также предлагается создавать ограждение для перекрытия сквозного проезда на перекрестке — «дивертор». На дорогах должен появиться и «рефьюж» — защитный элемент перед островком безопасности для предотвращения наезда автомобилей на пешеходов.

Новые стандарты планируют принять и ввести в действие в 2022-23 годах. ГОСТ может быть включен в перечень обязательных для соблюдения требований безопасности движения. Но такое решение должны принимать не только Минтранс, но и ГИБДД.

Сейчас в России требования к безопасности пешеходов упоминаются в разных ГОСТах и сводах правил. При этом нет единого нормативного документа на эту тему. Новый стандарт в случае его утверждения позволит, как считается, комплексно совершенствовать дорожную инфраструктуру. Сейчас наезды на пешеходов в России составляют 26% от общего числа ДТП. Это одно из самых частых дорожных происшествий в стране. По данным Госавтоинспеции за 11 месяцев 2021 года, пешеходы пострадали в 32 тыс. аварий.

Много но

В департаменте транспорта и дорожного хозяйства Краснодара не стали комментировать новый проект ГОСТов, но заметили, что с инициативой Минтранса знакомы. Однако сомневаются в том, что она будет принята в таком виде. Причина тому — нарекания со стороны ГИБДД. Действительно, Госавтоинспекция уже отрицательно высказалась по поводу новых стандартов.

Там отмечают, в проекте ГОСТов содержится много из того, что не регламентируется уже установленными правилами применения разметки. Для внедрения подобных предложений необходимы серьезные основания: мнения специалистов в области организации движения, научного сообщества, результаты экспериментальной эксплуатации. Спонтанное закрепление в документах по стандартизации новых решений может привести к росту аварийности. В Гос-автоинспекции уже выступили против предложения приподнимать переходы, совмещенные с «лежачим полицейским». Это способно создать непреодолимое препятствие для автомобилей с малым дорожным просветом.

Скептически относится к новым ГОСТам президент Союза транспортников Кубани Иван Петров. Он полагает, что нововведения никак не повлияют на бе-зопасность движения, а в Краснодаре лишь усугубят ситуацию с пробками.

— Новые ГОСТы прежде всего делают упор на снижение скорости автомобилей. С учетом транспортных проблем Краснодара город в таком случае вообще встанет. Сейчас средняя скорость того же общественного транспорта в крайцентре — 19 км/ч. Это и так довольно низкий показатель. Я считаю, что новые стандарты, если их примут, приведут к усугублению ситуации,

— отмечает Петров.

Президент Союза транспортников добавляет, что к решению проблемы безопасности пешеходов следует идти другим путем. В Краснодаре там, где переходы крайне необходимы, они не везде имеются. Петров вспоминает трассу Западного обхода — от жилого массива «Светлоград» к гипермаркету «Лента», где пешеходных переходов нет совсем. Чтобы попасть в гипермаркет, людям приходится перелезать через ограждения и перебегать оживленную трассу. И таких участков в городе очень много.

Все уже работает — надо показывать и объяснять

Краснодарский урбанист Мирослав Гриценко оценивает нововведения положительно. Он считает, что Минтранс движется в верном направлении. При этом урбанист больше верит, что проблему бе-зопасности дорожного движения смогут решить новые IT-технологии.

— Вспомните, как появление онлайн-приложений по поиску и вызову такси побороло проблему бомбил и некачественных услуг частных перевозчиков. Те же Uber, Яндекс.Такси, BlaBlaCar навели порядок с ценообразованием, заставили людей, занятых в этом бизнесе, лучше работать. Так же может произойти и здесь, когда в навигаторах появятся специальные маршруты «зеленой волны». Я надеюсь, что скоро водитель будет знать — если выбрать определенную скорость, можно двигаться без остановок на светофорах. Нарушать скоростной режим тогда станет невыгодно, потому что в этом случае придется стоять на светофоре. Если это будет эффективно работать, автолюбители приучатся держаться разрешенной скорости,

— рассуждает Гриценко.

Урбанист отмечает, что многие изменения, которые только пытаются ввести в новом ГОСТе, уже существуют и работают. Например, подобие «шикана» устанавливают во время текущего ямочного ремонта на дороге. Сужение также применяется. Оно было на ул. Красной, когда там меняли трубы теплотрассы. Люди двигались по одной полосе в одну сторону с низкой скоростью, и никто от этого не страдал.

— Сужение дороги, чтобы пешеход меньше перемещался по дороге, есть в Краснодаре на ул. Захарова — по пути на трамвайную остановку, напротив водолечебницы. Такой островок-выступ там был оборудован для того, чтобы установить паркомат. И решение это оказалось успешным. По улице Каляева — от Калинина до Гагарина — по обе стороны от трамвайной линии сделали дороги в одну полосу каждая. Теперь там переходить улицу стало безопасно. Это идеальное решение,

— рассказывает урбанист.

Гриценко называет примеры приподнятых пешеходных переходов. Они обустроены возле IKEA в Адыгее. Там переход вымощен отличным от асфальта покрытием. Нововведение себя хорошо зарекомендовало. Такой переход помогает водителю понять, что он заехал на чужую территорию. Пешеход же, напротив, чувствует себя комфортно. Гриценко считает, что о таких примерах нужно больше говорить, освещать их эффективность.

— А Минсельхоз знает эту проблему? И почему вы ее в сотрудничестве с Минприроды не решаете? Вы мне можете сказать или вы не погружаетесь так глубоко в навоз, это как бы не царское дело,

— поинтересовалась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко у замминистра Минсельхоза Ивана Лебедева, слова которой цитирует ТАСС.

Речь о том, что ведомство не занимается проблемой накопленного сельхозпредприятиями и перерабатывающими производствами навоза. По мнению Матвиенко, его можно было бы использовать как удобрение. Однако из-за противоречий в действующем законодательстве предприятия штрафуют. Председатель Совфеда также подчеркнула, что к ней по этой проблеме обращались многие губернаторы.

Текст: Максим Куликов